Популярные
На фото Ольга Николаевна Ларионова

Ольга Николаевна Ларионова

советская русская писательница, одна из ярких фигур отечественной научной фантастики
Биография

Биография

Ольга Ларионова родилась в Ленинграде, окончила физический факультет ЛГУ, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, в 1967 году окончательно стала профессиональным писателем.

Её литературный дебют состоялся в 1964 (рассказ «Киска»), вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости.

С 1966 по 1968 год Ольга Ларионова активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвёл сборник «Остров мужества» (1971). Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики, поэтому писательница, вплоть до начала восьмидесятых, публиковалась только в журналах. В 1981 году в Лениздате вышел второй авторский сборник Ларионовой «Сказка королей». Через два года за ним последовало московское «молодогвардейское» издание — «Знаки Зодиака».

В 1985 году Ольга Ларионова опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием «Соната моря», а в 1987 году за это произведение ей была вручена премия «Аэлита», присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная «Лабиринт для троглодитов», увидела свет в 1991 году. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник «Формула контакта».

Вскоре после «Сонаты моря», в 1988 году Ларионова начала писать стилизованную «космическую оперу» — повесть «Чакра Кентавра». Повесть неожиданным образом сочетала антураж «космической оперы», «высокой» фэнтези и традиционной советской космической научной фантастики и изначально задумывалась как литературная шутка, своеобразная пародия. Однако в результате, несмотря на неоднозначные оценки критики и читателей, повесть стала поворотным пунктом, знаменующим новый этап творчества писательницы. В 1996 году появилось продолжение повести — «Делла-Уэлла», а затем два этих произведения были объединены в роман «Венценосный Крэг».

Творчество Ларионовой практически не подвержено веяниям литературной моды: она предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои её произведений — легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Автор много пишет о любви, её многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: «Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать все — злодеяние, глупость, кощунство?..» («Картель»). Любят герои Ларионовой иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда — скрытно и, на первый взгляд, буднично, но всегда это чувство оказывается той «лакмусовой бумажкой», которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.

В фантастике Ларионовой активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: «Любое дело без женщин — обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика…» («Сказка королей»). Женские персонажи её произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью — именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.

Авторской манере Ольги Ларионовой свойственно сочетание возвышенного и подчеркнуто приземлённого, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям «расслабиться», настроившись на определённый лад: «Приснись на новом месте жених невесте… Приснился птеродактиль» («Соната моря»).

Фантастику Ларионовой можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с «научно-фантастической» «надстройкой». Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей «по мотивам картин Чюрлёниса».

Награды и премиии

  • «Аэлита», 1987 — за повесть «Соната моря» (1985)
  • Премия «Странник», 2001 // Паладин фантастики

Библиография

Книги

  • Соната моря. (1985) Повесть
  • Знаки зодиака. (1983) Рассказы
  • Остров мужества. (1971) Роман, повесть, рассказы
  • Сказка королей. (1981) Повести, рассказы
  • Чакра кентавра. (1988) Сборник
  • Чакра кентавра. (1989) Сборник
  • Формула контакта. (1991) Сборник
  • Лабиринт для троглодитов. (1991) Трилогия

Серии

Венценосный крэг

Лабиринт для троглодитов

Знаки зодиака

Отдельные романы

  • Леопард с вершины Килиманджаро (1965)

Повести и рассказы

  • Ломаный грошъ (1986)
  • Черная вода у лесопилки (1976)
  • Ненастоящему (1981)
  • Соната звёзд. Анданте (1981)
  • Кольцо Фэрнсуотов (1976)
  • Картель (1981)
  • Формула контакта [= Сказание о Райгардасе] (1991)
  • Развод по-марсиански (1967)
  • Солнце входит в знак Водолея (1981)
  • Двойная фамилия (1972)
  • Утеряно в будущем (1966)
  • Где королевская охота (1977)
  • Перун (1990)
  • Декапарсек [ТиН,3] (1982)
  • Обвинение (1969)
  • Остров мужества (1968)
  • Чакра Кентавра [= Звездочка-во-лбу] (1988)
  • Делла-Уэлла (1996)
  • «Щелкунчик» (1978)
  • Не кричи: люди! (2001)
  • Поздравление (1979)
  • Планета, которая ничего не может дать (1967)
  • На этом самом месте (1967)
  • Соната звёзд. Аллегро (1981)
  • Пока ты работала [= Ромашка] (1965)
  • Лабиринт для троглодитов (1991)
  • Вахта «Арамиса» (1966)
  • Подсадная утка (1976)
  • Планета туманов (1967)
  • Солнце входит в знак Девы (1981)
  • Короткий деловой визит (1990)
  • Киска (1964)
  • Клетчатый тапир (1989)
  • Соната ужа (1979)
  • Летающие кочевники (1968)
  • У моря, где край земли (1968)
  • Сотворение миров (1983)
  • Солнце входит в знак Близнецов [= Страницы альбома] (1979)
  • Эта чертова метелка (1969)
  • Дотянуть до океана (1977)
  • Вернись за своим Стором [= Перебежчик] (1967)
  • Лгать до полуночи (1991)
  • Сон в летний день (1988)
  • Сказка королей (1976)
  • Соната моря (1985)
  • Выбор (1979)
Поделиться: