Родилась в семье чиновника московской таможни польского происхождения. В 1905 году закончила театральное училище при Малом театре (педагог — А. П. Ленский) и 1 сентября 1905 года поступила в Малый театр (первая роль Ариэль в «Буре» У.Шекспира, октябрь 1905 г.), где проработала 1905—1910 годы. Играя в Малом театре, Гзовская брала уроки у Станиславского. В июле 1908 г. вышла замуж за В.Нелидова (первый муж), управляющего труппой Малого театра. В 1908—1909 гастролировала по городам России. Затем в 1910 г. перешла в Московский Художественный театр — до 1917 г., вернулась в Малый (1917—1919). С осени 1919 преподавала в Шаляпинской студии и в Оперной студии Большого театра, концертировала. Летом 1920 выступала на фронте с концертной программой. В ноябре 1920 г. со своим мужем актером В. Гайдаровым и еще с несколькими артистами МХАТа уехала за границу.
Это произошло довольно неожиданно, никто из актеров не готовился к отъезду. Они гастролировали по Украине, но Гражданская война в 1919 году отрезала их от Москвы. Люди стали пытаться как-то выжить, постепенно к ним присоединялись еще московские артисты, оказавшиеся также отрезанными в других частях страны, в том числе несколько актеров труппы Синельникова. В итоге возникла довольно многочисленная группа известных театральных деятелей, куда входили, помимо Гзовской и Гайдарова, Алла Константиновна Тарасова, Василий Иванович Качалов, его супруга Н. Н. Литовцева, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, М. Н. Наблоцкая, ее муж актер Путята, Н. О. Массалитинов, Юрий Ракитин, Владимир Жедринский, М. А. Крыжановская, М. Н. Германова, Е. Н. Рощина-Инсарова, Петр Федорович Шаров и многие др. Решили держаться вместе. Об этом эпизоде из жизни родителей и истории МХТ писал театровед Вадим Шверубович, сын Качалова и Литовцевой.
Наталья Вагапова, историк театра, автор книги «Русская театральная эмиграция» в Центральной Европе и на Балканах", С-Петербург, издательство «Алетейя»:
По какому принципу рванувшиеся к власти новые советские чиновники отбирали артистов, сказать трудно, скорее всего — по собственному разумению и пожеланию, упиваясь свалившейся к ним властью вершить человеческие жизни. Судьба остальных русских актеров их не волновала. Да и отобранные счастливцы предали товарищей. Гзовская и Гайдаров приглашения от новых властителей не получили и вынуждены были пробираться домой самостоятельно. Путь этот оказался долог.
Работала в Эстонии, Латвии и Литве, Чехословакии, Югославии, Польше, Германии, где совместно с мужем организовала киностудию. Но не будучи профессиональными предпринимателями, не сумели содержать ее. В берлинском Городском оперном театре в 1926 году Гзовская поставила «Пиковую даму» П. И. Чайковского. По возвращении 1932 г. в СССР, работала в концертных организациях Москвы. В ноябре 1934 переехала в Ленинград, где продолжила концертную деятельность и постановила несколько литературных композиций. В 1939 была пришла в ленинградский Театр им. Ленинского комсомола. Но в связи с началом войны эвакуировалась в Новосибирск, где продолжала театральную работу, поставив спектакли «Самодуры» К. Гольдони и «Домик в Черкизове» А. Н. Арбузова. В марте 1943 поступила в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, где работала до 1956. Кроме того, руководила кружками художественной самодеятельности Дома ученых, Клуба моряков и др.
Перешла в конце жизни на педагогическую работу.
Похоронена в г. Москве на Введенском кладбище (11 уч.).
Ариэль («Буря» Шекспира), Беатриче («Много шума из ничего» Шекспира), Эрика («Молодежь» М.Дрейера), Тея («Праздник жизни» Г.Зудермана), Ирэн («Золотое руно» С.Пшибышевского), Клерхен («Вечерняя заря» Ф.Бейерлейна), Наташа («Над жизнью» Н.Шкляра), Кэтти («В старом Гейдельберге» В.Мейер-Форстера), Дездемона («Отелло» В. Шекспира), Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец» Островского, Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу), мисс Мейбл Чилтерн («Идеальный муж» О.Уайльда), Керубино («Безумный день, или женитьба Фигаро» П. Бомарше). В 1917—1919 гг.: Софья («Горе от ума» А.Грибоедова), Саломея («Саломея» О.Уайльда), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги» А.Островского).
Офелия («Гамлет» Шекспира), Туанет («Мнимый больной» Ж. Б. Мольера), Мирандолина («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Лаура («Каменный гость» Пушкина), Катерина Ивановна («Братья Карамазовы» по одноименному роману Ф.Достоевского), Тина (Miserere С.Юшкевича), Вера Либанова («Где тонко, там и рвется» И.Тургенева, др.
Беатриче («Много шума из ничего» У.Шекспира), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского).
Старуха в «Кремлевских курантах» Н.Погодина; миссис Эйнсфордхилл в «Пигмалионе» Б.Шоу; Бабушка Арсеньева («Лермонтов» Б. А. Лавренева, последняя роль).
Снималась в кино: