Ханна Рзаевна Усоян родилась 15 марта 1981 года в Армянской ССР. Курдянка по происхождению, она принадлежит к роду езидских священнослужителей Омархали, и по этой причине часто подписывается «наследственной» фамилией.
В 1998 году Ханна Омархали (Усоян) поступила на кафедру иранской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, где изучала персидский и арабский языки, а также оба диалекта курдского языка.
Она вспоминала:
Летом 2002 года с отличием закончила бакалавриат и продолжила процесс получения образования в магистратуре.
15-19 апреля 2003 года стала докладчицей X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003».
Принимала активное участие в работе возрожденного 7 октября 2003 года на Восточном факультете университета Студенченского научного общества (СНО) и сделала на его первом семинаре доклад о религии езидов. Была избрана вице-президентом данного общества и занимала эту должность следующие полтора года. Во многом благодаря Ханне Омархали (Усоян) на факультет вернулись традиции проведения семинаров с участием представителей разных вузов, а само СНО получило грант фонда «Charities Aid Foundation» — один из пяти, отпущенных на развитие молодежных научных сообществ в России.
15 октября 2003 года сделала на семинаре, проводимом кабинетом иранистики Российского государственного гуманитарного университета, доклад «Пять заповедей в йезидизме (генезис и современное состояние)».
24 октября 2003 года за достижения в науке Ханне Омархали (Усоян) была вручена премия губернатора Санкт-Петербурга, а 9 декабря 2003 года приказом проректора по учебной работе СПбГУ ей была назначена специальная стипендия г. Санкт-Петербурга.
26-29 февраля2004 года стала одним из организаторов на базе Восточного факультета СпбГУ Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Школа молодого востоковеда-2004» и сделала там доклад «Интерпретация езидского символа — Малаки Тауса», а также вошла в редколлегию, готовившую к печати сборник материалов данного форума.
14 апреля 2004 года прочитала на XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004» доклад «К вопросу о генезисе езидизма».
21-23 апреля 2004 года была участницей проводимой в Санкт-Петербурге VII Молодежной научной конференции «Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность», где сделала доклад «Этническая идентичность курдов и самоидентификация курдов-езидов. Взаимодействие с представителями других культур»
Весной 2004 года Студенческое научное общество Восточного факультета СПбГУ организовало учебный обмен с Институтом восточных культур Ягеллонского университета города Кракова. Как следствие, Ханна Омархали (Усоян) отправилась в Польшу.
22-25 апреля 2004 года она присутствовала на проводимой в Краковском Ягеллонском университете Международной научной конференции молодых востоковедов, а 17 мая прочитала на проходившей там же конференции по курдским исследованиям доклад «Вопрос генезиса езидизма в свете обрядов перехода в ведизме, зороастризме и езидизме».
21 июня 2004 года выступила на проводимой в Москве III Международной научной конференции «Иерархия и власть в истории цивилизаций» с докладом «Формирование высшей езидской духовной иерархии в Лалише». Летом 2004 года с отличием закончила магистратуру вуза и поступила в его аспирантуру, где кураторами Ханны Омархали (Усоян) стали декан Восточного факультета, академик РАН Иван Стеблин-Каменский и доктор философских наук Марианна Шахнович.
С 15 ноября 2004 года по 15 июня2005 года вела научно-исследовательскую работу на семинаре иранистики Геттингенского университета(Германия). Куратором Ханны Омархали (Усоян) стал доктор Филипп Г. Крейенбрек, который преподавал в Утрехтском и Лондонском университетах, получил известность исследованиями по зороастризму, с 1990-го вплотную занялся изучением езидизма, а в 1996-м занял должность руководителя студии курдологии и профессора кафедры иранских исследований Геттингенского университета. Одновременно сама Ханна стала читать здесь авторский курс «Язык езидских религиозных гимнов», а также лекции на диалекте курманджи.
Параллельно, 20 мая 2005 года, по итогам проведенного СПбГУ Открытого общеуниверситетского конкурса художественных переводов студентов и аспирантов Ханна Омархали (Усоян) получила диплом I степени в номинации «Перевод прозы». Весной 2005 года подготовленная Ханной Омархали (Усоян) глава «Зороастризм» была опубликована во втором издании учебного пособия «Религии мира» под редакцией д.ф.н. Марианны Шахнович.
С 1 июня 2005 года Ханна Омархали (Усоян) принимала под руководством профессора Филиппа Г. Крейенбрека участие в реализации полугодичного проекта «Культурная память германской диаспоры езидов о религии», поддержанного «Немецким исследовательским обществом».
5 июня 2005 года была докладчицей научного семинара, проводимого Всемирной Зороастрийской организацией в Лондоне. Там же она встретилась с религиозным и духовным главой всех езидов — миром (эмиром) Тахсин-беком и его четвертой женой Дельвин. «Мы провели часа четыре вместе, разговаривая и обсуждая проблемы общины» — вспоминала Ханна.
5 октября 2005 года приказом Федерального агентства по образованию она была удостоена стипендии Президента РФ на 2005/2006 учебный год.
30 ноября 2005 года реализуемый с начала июня под руководством профессора Филиппа Г. Крейенбрека проект „Культурная память немецкой диаспоры езидов о религии“ был благополучно завершен. В него вошли результаты полевых исследований Ханны Омархали (Усоян), которая объехала десять городов в Нижней Саксонии, встречаясь с эмигрировавшими сюда из Турции простыми езидами и представителями их духовенства
В конце 2005 года увидела свет первая книга Ханны Омархали (Усоян) „Йезидизм: из глубины тысячелетий“, выпущенная Издательским домом Санкт-Петербургского государственного университета. В ней рассматриваются основные религиозные представления езидов, особенности их вероучения и культа, описывается кастово-теократический принцип деления традиционного езидского общества, приводится терминологический словарь, прилагается перечень езидских родов.
Выход книги был удостоен большой положительной рецензии на страницах приложения „Независимая газета“ — Религии». Автор рецензии, профессор СПбГУ Сергей Фирсов, отмечал:
Совсем другую реакцию работа вызвала у кандидата исторических наук, доцента кафедры иранистики Ереванского государственного университета Виктории Аракеловой, разместившей рецензию в первом за 2007 год номере журнала «Восток» (бывш. «Советское востоковедение») и обвинившей Ханну Омархали в недостатке академизма. Виктория Аракелова, в частности, отмечала:
Однако при этом претензии Татьяны Аракеловой к книге Ханны Омархали (Усоян) сводились, в основном, к мелочам вроде тех, что автор упорно пишет «йезидизм» вместо получившего широкое хождение слова «езидизм», объявляет религию в названии книги пришедшей «из глубины тысячелетий», в то время как, по мнению Аракеловой, «историю езидов можно охарактеризовать лишь как многовековую», и ищет в некоторых езидских терминах курдские корни вместо арабских или древнеиранских. Вследствие этого некоторые читатели рецензии пришли к выводу, что реальной причиной критики является давний, острый и по-прежнему актуальный спор, где одни ученые, включая Аракелову, рассматривают езидов как представителей отдельного этноса с одноименной религией, а другие ученые — в том числе Омархали — как часть курдов, принявших учение «езидизм». В рецензии действительно отмечалось: «Что же касается научного подхода к проблеме, то существование курдов как сепаратной этнической единицы в раннем средневековье, не говоря уже о древности — вопрос весьма спорный». Многие сочли этот тезис «осевым», определившим кредо Аракеловой и ее отношение к вышедшей книге в целом. «Х. Омархали осмелилась во всеуслышание заявить, что езиды — этнические курды, а езидизм — исконно курдская религия… А это современных армянских ученых никак не устраивает.» — делился, например, мнением о реальных причинах критики один из читателей рецензии Лятиф Махамад.
Как бы то ни было, появление работы Ханны Омархали (Усоян) стало значительным событием в жизни самих езидов, количество книг о которых на русском языке можно пересчитать буквально по-пальцам.
14 февраля 2006 года она сделала на проходившей в РГГУ Международной научной конференции «Иран: культурно-историческая традиция и динамика развития» доклад «Обряды перехода в йезидизме, зороастризме и ведической религии».
6 апреля 2006 года Ханна Омархали (Усоян) прочла на организованной СПбГУ Международной конференции «Азиатские и африканские исследования в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы» доклад «Стер: святыни езидов Армении и Грузии».
28 июня 2006 года Ханна Омархали (Усоян) защитила диссертацию «Йезидизм — национальная религия курдов» по специальности 09.00.13 и стала кандидатом философских наук.
7 сентября 2006 года она выступила в университете города Эрбиль (Иракский Курдистан) на организованном «Курдским институтом в Париже» при поддержке МИД Франции и правительства Иракского Курдистана конгрессе по курдским исследованиям с докладом «Символизм птиц в езидизме»
5 октября 2006 года приказом Федерального агентства по образованию Ханна Омархали (Усоян) была вновь удостоена cтипендии Президента Российской Федерации на 2006/2007 учебный год
В конце 2006 года увидел свет энциклопедический словарь «Религиоведение» со статьей Ханны Усоян (Омархали) «Йезидизм».
1 марта 2007 года она получила статус стипендиата в немецкой научной программе «G?tterbilder-Gottesbilder-Weltbilder», где под научным руководством профессора Филиппа Г. Крейенбрека приступила к разработке темы «Роль Бога и различные категории священных существ в езидизме и религии Ахл-и Хакк», посвященной сопоставлению двух религий, сочетающих в себе близкие элементы доисламских верований.
12-15 апреля 2007 года была участницей проводимого во Франкфурте-на-Майне Международного научно-практического семинара по езидским исследованиям.
Осенью 2007 года в стамбульском издательстве «Авеста» вышла вторая по счету книга Ханны Омархали «Йезидизм: общество, символ, ритуал». Особенностью работы является то, что она была издана на курдском языке (диалект курманджи) и предназначалась, в первую очередь, для самих курдов. Книга состоит из трех глав, каждая из которых посвящена рассмотрению различных сторон езидизма. В ней рассматриваются такие вопросы, как социальная структура езидского общества, клановая и племенная система езидов; символика езидизма; догматика и религиозные ритуалы. Каждая из глав включает две статьи, которые были подобраны так, чтобы читатель смог получить представление о езидизме с различных ракурсов.
В предисловии к работе «Йезидизм: общество, символ, ритуал» профессор Геттингенского университета Филип Г.Крайенбрек отмечал:
7 июня 2008 года на проводимом в Гёттингенском университете Международном симпозиуме «Неисламские религии в Иране: неэссенциальные перспективы» Ханна Омархали (Усоян) прочла доклад «Езиды и зороастрийцы».
18 ноября 2008 года она присутствовала на организованном факультетом международных отношений Университета Дж. Вашингтона «Диалоге сообществ, представляющих меньшинства Ирака» («Dialogue on Iraqui Minority Communities») с участием американского посла по особым поручениям Джона Хэнфорда, посла Ирака в США Самиля Шакира Аль-Сумайди, представителей Государственного департамента США и американской Комиссии по международной религиозной свободе, директора программы для Ирака американского «Института мира» Сэма Паркера, а также группы ученых-политологов университета им. Дж. Вашингтона
20 марта 2009 года Ханна Омархали выступила на проводимом в Кракове при участии лекторов из Ягеллонского университета, университета британского г.Эксетер и представителя Курдской Демократической Партии Ирана семинаре «Иранский Курдистан» с докладом «Езидская религиозная литература».
2 апреля 2009 года на проведенной в университете британского города Эксетер международной конференции «Курды и Курдистан: идентичность, политика, история» сделала доклад «Проблемы с каноном в современном езидизме».
Летом 2009 года консультациями Ханны Омархали (Усоян) пользовался Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации при подготовке проекта заключения об основах вероучения и деятельности подавшей документы на регистрацию Ярославской религиозной организации «Езидство». Последняя благополучно прошла этот процесс и получила юридическое лицо. Таким образом, Ханна Омархали (Усоян) внесла свой вклад в появление первой в мире официально зарегистрированной религиозной организации езидов.
В сентябре 2009 года на английском языке увидела свет новая книга «Езидизм в Европе: разные поколения говорят о своей религии», написанная профессором Филиппом Г. Крайенбреком в сотрудничестве с Ханной Омархали (Усоян) и еще двумя исследователями. Она стала результатом реализации двухлетнего научного проекта, поддержанного «Немецким исследовательским обществом».
Характеризуя свою деятельность, Ханна Омархали (Усоян) пишет:
В настоящее время кандидат философских наук Ханна Омархали (Усоян) продолжает читать лекции в Геттингенском университете и является преподавателем Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.