Популярные

Отакар Пертольд

чешский индолог, религиовед и этнолог
Категория:
Дата рождения:
1884-03-21
Дата смерти:
1965-05-03
Биография

Биография

В 1902 году Отакар Пертольд окончил гимназию в Сланах и затем начал изучать в Карловом университете математику, философию и физику. Немного позже он стал изучать восточные языки и религии Индии, побывав во время учёбы в Англии, Франции, Нидерландах и Германии, где посещал лекции профессора Пауля Дойссена. В 1908 году учёный завершил работу «Herbatismus v pedagogick? literatu?e anglick? a americk?». В следующем году он впервые отправился в Индию и на Цейлон. С началом Первой мировой войны ушёл на фронт, но уже через год после её окончания получил звание доцента благодаря своей работе «Cejlonsk? bo?stva Gar? a Gir?. P??sp?vek k pozn?n? p?vodn?ho n?bo?enstv? cejlonsk?ho». В 1920 году вышел один из важнейших его трудов «Z?klady v?eobecn? v?dy n?bo?ensk?». Между 1920 и 1923 годами Пертольд работал в качестве консула в Бомбее. С 1927 года он работал как экстраординарный, а с 1934 года — как ординарный профессор сравнительного религиоведения в Карловом университете. На время Второй мировой войны Пертольд был вынужден прекратить свои исследования. По окончании войны учёный занял пост руководителя кафедры этнологии и истории религий. В 1948 году он примкнул к марксизму-ленинизму.

Научные взгляды

Пертольд воспринимал религии специфическим способом. В каждой из них он видел три составляющие: рациональную, эмоциональную и культ. Сами религии учёный делил на три ступени:

  • первая — возникла из непосредственного контакта человека с природой (анимизм и так далее).
  • вторая — возникла из рефлексии человека (христианство, ислам, брахманизм, иудаизм).
  • третья — народные религии.

Начало религии Пертольд видел в человеческих представлениях о сверхъестественном. Он отказался не только от теорий Герберта Спенсера и Э. Б. Тайлора о происхождении религии, но и от теории Дж. Дж. Фрэзера, который видел начало религии в магии.

Религиоведение было учёным разделено на две части:

  • общее религиоведение — рассматривает религии с общих позиций;
    • предметное — исследует конкретные религии;
    • абстрактное — берёт за основу выводы предметного религиоведения для их последующего обобщения.
  • частное религиоведение — занимается проблемами одной религии.

Библиография

  • Buddhistick? poh?dky, 1910
  • Cesty po Hindust?nu, 1917
  • ?vod do studia n?bo?enstv?, 1919
  • Jihoindick? vzpom?nky, 1919
  • Z?klady v?eobecn? v?dy n?bo?ensk?, 1920
  • P?ehledn? d?jiny n?bo?ensk?ch soustav cel?ho sv?ta I, 1925
  • N?bo?enstv? n?rod? nekulturn?ch, 1925
  • P??sp?vky ke studiu lidov?ch n?bo?enstv? ceylonsk?ch, 1925
  • Jak se atheista d?v? na cestu k Bohu, 1925
  • Perla Indick?ho oce?nu, 1926
  • Ze zapomenut?ch kout? Indie, 1927
  • Uveden? do d?jin n?bo?enstv?, 1927
  • U?ebnice hindust?n? pro ?koly a samouky, 1930
  • Proti v??e, 1936
  • ?vod do v?dy n?bo?ensk?, 1947
  • Hindust?n? r?zmarrah. P??ru?ka hindust?n?, 1947
  • N?bo?ensk? n?zor sv?tov? a projev n?bo?enstv? ve spole?nosti, 1947
  • Co je n?bo?enstv?, 1956
  • Pov?ra a pov?r?ivost, 1956
  • N?bo?enstv? mimok?es?ansk?, 1957
  • D?inistick? kosmologie, 1957
  • Vzpom?nky z Ceylonu, 1959
  • D?inismus, 1966
Поделиться: