Популярные
На фото Отто Нейман Кноф Свердруп

Отто Нейман Кноф Свердруп

норвежский полярный мореплаватель и исследователь
Дата рождения:
1854-10-31
Дата смерти:
1930-11-26
Биография
Свердруп, Харальд Ульрик

Имя Свердрупа носят остров в Карском море, острова в море Линкольна, а также пролив между островами Аксель-Хейберг и Миен.

Ранняя биография

Отто Свердруп родился в 1854 году в Биндале в Норвегии в крестьянской семье. Второй из десяти детей, его первым учителем был отец. С 10 лет Отто приучали к охоте, своего первого медведя он добыл в 14 лет.

С 17 лет Свердруп занимался морским делом, плавал в Ледовитом океане, получил капитанский диплом в 25 лет. Плавал на североатлантических линиях и в США, свободно владел английским языком.

С Фритьфом Нансеном познакомился через его брата-адвоката Александра, чья усадьба соседствовала с фермой Свердрупов. В возрасте 34 лет Отто вместе с Нансеном впервые в истории пересекли на лыжах остров Гренландия. Когда Нансен на «Фраме» предпринял экспедицию к Северному полюсу, Отто занял пост капитана корабля. К тому времени он был женат и имел ребёнка.

С 14 марта 1895 года по 20 августа 1896 года. исполнял обязанности начальника Норвежской полярной экспедиции к Северному полюсу, так как Нансен попытался добраться до полюса на санях, и не мог вернуться на судно. В 1897 году один сезон плавал командиром туристического лайнера на Шпицберген.

Экспедиция 1898—1902 гг

В 1898 году Свердруп на «Фраме» отправляется исследовать Канадский Арктический архипелаг. За время экспедиции, которая закончилась в 1902 году, Свердрупу удалось открыть острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и прочие, картографировать западный берег острова Элсмир, и исследовать проливы между островами.

Состав второй экспедиции «Фрама» был интернациональным:

  1. Отто Нейман Свердруп — командир корабля, начальник экспедиции.
  2. Виктор Бауманн — первый помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии (с 1895). Окончил Берлинский университет, специалист по земному магнетизму.
  3. Олаф Раанес — штурман «Фрама». Рыбак с Лофотенских островов, сдав экзамен на штурмана, служил в пароходной компании Vesteraalen Steamship Company.
  4. Гунер Ингвальд Изаксен — картограф, старший лейтенант кавалерии.
  5. Герман Георг Симмонс — ботаник, швед по национальности. Окончил университет Лунда, в 1895 г участвовал в ботанической экспедиции на Фарерские острова.
  6. Эдвард Бэй — зоолог, датчанин по национальности. Окончил университет Копенгагена, в 1891 г участвовал в экспедиции Эйдера в Гренландию.
  7. Йохан Свендсен — врач. В 1893 г получив учёную степень, служил судовым врачом в компании Hamburg-America liners. Несколько лет практиковал на Лофотенских островах. Скончался в одиночестве 14 июня 1899 г. по неизвестной причине, когда исследовал насекомых на о. Элсмир. Он был единственным членом экспедиции, не прошедшим медицинское освидетельствование.
  8. Пер Скей — геолог и минералог. Окончил университет Христиании.
  9. Педер Леонар Хенриксен — гарпунщик, опытный арктический шкипер. Участник экспедиции на «Фраме» в 1893—1896 гг. В 1902 г. награждён золотой медалью «За службу королю».
  10. Карл Ольсен — старший машинист. В 1893 г окончил инженерное училище.
  11. Якоб Нёдтведт — второй машинист, кочегар и мастер на все руки.
  12. Ивар Фосхейм — охотник и матрос. Известный в Норвегии того времени спортсмен, основатель санатория в Вальдресе.
  13. Адольф Хенрик Линдстрём — провиантмейстер и кок. Коком служил с ранней юности. Позднее участвовал в экспедициях Амундсена в Арктику в 1903—1906 и в Антарктиду в 1910—1912 гг.
  14. Сверре Хассель — матрос. Служил в ВМФ Норвегии, офицер кадетского корпуса в Хортене. Позднее участвовал в экспедиции Амундсена в Антарктиду в 1910—1912 гг.
  15. Адольф Штольц — матрос. До экспедиции служил клерком и брокером.
  16. Ове Браскерюд — кочегар. Подобно Фосхейму и Штольцу до экспедиции не имел никакого отношения к флоту. Скончался от тяжёлой пневмонии и непредоставления медицинской помощи (судовой врач был уже мёртв) 6 декабря 1899 г.

Экспедиция подробно обследовала территорию в 260 тыс. кв. км. — больше, чем какая-либо предшествующая экспедиция. Все территории объявлялись владениями Норвегии, и это вызвало затяжной спор с Канадой, судебные разбирательства тянулись до 1930 г., а последние документы об отказе от претензий, Сведруп подписал буквально за две недели до кончины. В 1931 г. Канадское правительство выкупило все материалы экспедиции Свердрупа, которые хранятся теперь в Национальном Архиве Канадской федерации.

Последующая деятельность

Около 1907 года Свердруп переехал на Кубу, где приобрёл плантацию, но не преуспел в делах, и через несколько лет вернулся в Норвегию.

В 1914 году Российская империя пригласила исследователя принять участие в операции по поиску и спасению полярных экспедиций Георгия Яковлевича Седова, Владимира Александрович Русанова и Георгия Львовича Брусилова, которые пропали друг за другом в течение одного года. Свердруп был назначен капитаном парового барка «Эклипс», и в том же году отправился в Арктику. Зиму 1914—1915 годов пережидал у северо-западного берега полуострова Таймыр, а освободившись от льдов достиг острова Уединения, где осенью 1915 года поднял российский флаг.

После революции Свердруп продолжил сотрудничество с молодой Советской республикой, и в 1920 году на ледоколе «Святогор» освободил из ледового плена пароход «Соловей Будимирович».

В 1921 году он совершил свою последнюю экспедицию в Арктику, вновь по заказу Советской России: на борту парохода «Ленин» он возглавил конвой из пяти судов, гружённых хлебом, которые провёл Северным морским путём через Карское море от устья Оби до Енисея.

Оставшиеся годы жизни провёл в Сандвике, близ Осло.

Память

В честь Свердрупа названы:

  • Остров Свердрупа в Карском море.
  • Острова Свердрупа в море Линкольна.
  • Земля Свердрупа — южная часть острова Элсмир.
  • Фрегат ВМФ Норвегии F312 «Otto Sverdrup».

В 2001 году Гренландия, Канада и Норвегия выпустили в честь Свердрупа серию почтовых марок.

Публикации

  • Gerard Kenney Ships of Wood and Men of Iron: A Norwegian-Canadian Saga of Exploration in the High Arctic, ISBN 0-88977-168-5, 1984
  • William Barr, Otto Sverdrup to the rescue of the Russian Imperial Navy.
  • T. C. Fairley, Sverdrup’s Arctic Adventures. London 1959.
Поделиться: