Упоминание о нём, как о соратнике императора и храбром рыцаре встречается во многих балладах и легендах французской литературы средних веков. Согласно им, Ожье Датчанин являлся пэром и вассалом императора Карла Великого, участником походов в Сарагосу (в частности, Ронсевальской битвы), а также паломничества в Константинополь. Описывается также его ссора с императором из-за того, что сын Ожье был убит сыном Карла во время игры в шахматы. По одному из мифов, Датчанин не умер, а был увезен на остров Авалон феей Морганой.
С XVI века Ожье Датчанин, трансформировавшийся в Хольгера, становится популярным героем мифов и легенд Дании. Хольгер Датский трактуется уже как король, защищавший свою страну от врагов. Согласно балладам, именно Хольгер предотвратил вторжение остготского короля Теодориха на земли данов. После того как Ганс Христиан Андерсен написал свою сказку о Хольгере (1845 год), в которой Датчанин участвует в защите Копенгагена от английской эскадры адмирала Нельсона в 1801 году, появилась легенда, что Хольгер спит где-то в подземельях замка Кронборг и будет спать до тех пор, пока Дании не будет угрожать опасность. Распространению легенды способствовала установка в начале XX века в Кронборге скульптуры Ожье Датчанина.
Образ Ожье Датчанина (датского королевича Хольгера Данске), исследователи связывают с реальной исторической фигурой — Ауткариусом, франкским вождём, сыном датского короля Готфрида (англ. Godfred или Gudfred, нем. G?ttrick, дат. G?trik или Gudr?d, лат. Godofredus), правившего в период с 804 по 810 годы. Готфрид являлся младшим сыном Зигфрида (англ. Sigfred, дат. Sigurd), правившего в период между 780 и 790 годами. Отец Зигфрида, первый датский король — Ангантюр(англ. , дат. Angantyr), правил с 710 года и упоминания о нём встречается в датских хрониках Саксона Грамматика — «Деянии Данов» («Gesta Danorum»), XII век.
Имя Ауткариус (Аутхариус) иногда использовали в сокращённой форме: Ауткар или Аутхар (Autcar, Autchar, Autgarius, Auctarius, Otgarius, Oggerius). В некоторых хрониках, в частности Лоббских анналах, имя Аутхар трансформируется через связку Ауткар (Autcar) ? Отгар (Otgarius) ? Откер ? Оггер (Oggerius) в Оггер. А позднее из Огера оно превращается в Ожье.
Согласно этим хроникам Ауткар состоял на службе у Пипина Короткого, а затем и у его сына Карломана, младшего брата Карла Великого. После смерти Карломана в 771 году и захвата его земель Карлом, Ауткар был одним из сопровождающих его вдовы Гербергы и сына Пипина ко двору лангобардского короля Дезидерия.
После этого Ауткар-Ожье, как воин, обладающий репутацией храбреца, поступает на службу к Карлу Великому. К этому времени отец Ожье, Готфрид, становится маркграфом Карла в Южной Дании, а в 800 году, после смерти короля Зигфрида, — новым королём Дании. Известно, что в 804 году Готфрид собрал войско и флот в Слиесторпе (так назывался в латиноязычных источниках Хедебю), на границе с Саксонией, намереваясь напасть на франков. Противники вели переговоры, результат которых, впрочем, неизвестен. Так же нет никаких упоминаний о прямом столкновении (активно действовать Готфрид начнёт только ближе к 810 году, напав на земли союзных Карлу ободритов). Возможно, именно на этих переговорах Готфрид оскорбил послов Карла Великого, в результате чего Ожье оказался в темнице Карла.
Иногда Ожье Датчанина связывают с рыцарем Откаром (нем. Oatkar), заложившим строительство Тегернзейнского монастыря (нем. ) в 746 (или 765) году, и Ольгером, вождём данов, восстанавливающим монастырь св. Мартина в Кёльне в 778 году.
Ожье Датчанин не раз упоминается в песнях о деяниях (дословный перевод chanson de geste), как в цикле о Карле Великом, где Ожье описывается в роли отважного рыцаря и верного соратника, так и в цикле о мятежных баронах, где помимо вышеперечисленного, Ожье ещё и умудряется ссориться с самим императором.
В самой знаменитой поэме французского Средневековья — «Песнь о Роланде» — Ожье является храбрым соратником Карла Великого и вместо оставшегося с арьергардом Роланда, ведёт передовые части Карла Великого. А когда, уже после смерти Роланда, Карл созывает войска для мести, Ожье командует двадцатитысячным полком баварцев:
Факт возвращения Карла из похода в Испанию, когда на его арьергард в Ронсевальском ущелье Пиренеев напали мятежные баски и погиб префект Бретонской марки (Hruodlandus britannici limitis prefectus) Хруодланд, больше известный как Роланд, подтверждают «Жизнеописание Карла Великого» («Vita Caroli Magni») Эйнхарда, (правда некоторые исследователи считают, что это описание заимствовано из эпоса), и так называемая Сан-Эмилианская запись.
Сан-Эмилианская запись (исп. ) — это небольшая приписка, сделанная на рукописи X века и датируемая 1054—1076 годами. Впервые Сан-Эмилианская запись была опубликована бенедиктинским монахом Франсиско де Берганца в 1721 года, но данных о ней не сохранилось. Заново опубликована и исследована запись была только в 1953 году испанским учёным Дамасо Алонсо. В настоящее время Сан-Эмилианская запись находится в библиотеке Мадридской академии истории.
Согласно этому тексту, упоминающую Ронсевальскую битву, в свите Карла Великого среди «двенадцати племянников», которых он привёл с собой в поход на Сарагосу, действительно был некий пэр Ожье «Короткий Меч» (в оригинале Oggero spata curta, что было переведено как Ogier «short-sword»).
Согласно «Песне о Роланде», Ожье Датчанин имел два знаменитых меча: Кортану (Куртана, Cortan, Courtain, Kurt) и Саважин (Sauvagine, «Дикая»). Так же Ожье имел пегого коня по имени Бройфор.
История Ожье Датчанина описывается и в песнях Geste doon de mayence (одного из условных разделов «Chanson de geste»), так называемой феодальной эпопеи — эпопеи предателей и мятежных баронов, где изображена борьба взбунтовавшихся феодалов против Карла Великого. К данному циклу относятся «Подвиги», «Отрочество» Ожье и песня «Ожье Датчанин».
Ожье требует справедливости, но Карл отказывается совершить правосудие. Изгнанный из Лана (столицы императора), Ожье находит приют у короля Лангобардии Дезидерия (Дидье). Карл собирает войско, переходит через Альпы и начинает опустошать Лангобардское королевство. Ожье оказывает воинству франков героическое сопротивление, от его руки находят смерть многие славные рыцари (в том числе Ами и Амиль). Но силы неравны, отряд Ожье терпит поражение и бежит. Начинается пора скитаний. Отовсюду изгнанный, постоянно преследуемый, Ожье кочует по опустевшей Тоскане, ночует в лесу на голой земле, питается чем придётся. И он жестоко мстит, убивая каждого встреченного им франка. Обессилевший и загнанный, он попадает в руки Карла, который заточает его в Реймсе. От голодной смерти, заточённого в тюрьме Порт-де-Марс {фр. ) Ожье, спасает архиепископ Турпин.
Весть о заточении Датчанина доходит до сарацин, и те решаются вторгнуться во Францию. Карл, зная, что остановить их сможет только Ожье, прощает отступника. Датчанин все ещё переполненный ненавистью, требует смерти Шарло, но ангел божий не даёт ему убить сына императора. Возглавив франкское войско, Ожье одерживает решительную победу. Наступает примирение с Карлом. Одарённый землями и замками, Ожье женится на некоей английской принцессе и кончает свои дни в покое и умиротворении.
В основу такого финала легла монастырская легенда, сочинённая монахами Сен-Фаронского аббатства в Мо в конце IX века. Согласно ей, прославленный рыцарь Откер (или Аутхарий) после многих досточтимых свершений удалился в их обитель, где и окончил свою земную жизнь. До наших дней сохранилась так же гравюра гробницы Ожье в аббатстве св. Фарона (сама церковь не сохранилась, так как была уничтожена во время Французской революции). Согласно этой гравюре, Ожье и Бенедикт в монашеских одеждах лежат вместе на одном саркофаге. На лицевой панели изображены монахи, встретившие странствующих рыцарей в аббатстве (один держит ножницы, чтобы совершить постриг, другой монашеские ризы, третий перо, чтобы вписать их в реестр). По обеим сторонам саркофага, словно почётный караул, представлены скульптуры соратников Ожье: (слева-направо) архиепископ Турпин, жена Карла — Хильдегарда Винцгау, сам Карли Оливье, его сестра и Роланд
В этом разделе «Chanson de geste», воспевающем деяния и подвиги Карла Великого, Ожье Датчанин выступает как соратник и верный подданный императора.
В песне «Паломничество Карла Великого» (старофр. P?lerinage de Charlemagne ? J?rusalem et ? Constantinople — в пер. «Хождение Карла Великого в Иерусалим и Константинополь») Ожье Датчанин в числе двенадцати соратников императора отправляется в Константинополь меряться силой с византийским императором Гугоном. Накануне состязания франки выдумывают себе различные подвиги, свершив которые они смогут посрамить византийского императора. Позднее, это приключение было обыграно Анатолем Франсем в сборнике «Рассказы Жака Турнеброша».
В «Деяних Карла Великого» (лат. Gesta Caroli Magni) Ноткера Заики, описыающих более ранние события, Ожье вначале выступает против Карла на стороне лангобардского короля Дезидерия. Но победивший Карл, впечатлившись храбростью Датчанина в бою, впоследствии прощает его.
Упоминание об Ожье встречается в латинских «Хрониках псевдо-Турпена», в основе которых лежит легенда о Роланде.
Весьма популярным стал эпизод из легенды о смерти сына Ожье во время игры в шахматы, указывающий на «опасность этой игры». Так Марион Мелвиль (англ. Melville Marion) в своей «Истории Ордена Тамплиеров» (англ. La Vie des Templiers) упоминает, что именно из-за этой легенды, шахматы были запрещены Уставом Тамплиеров.
Иногда в «шахматной ссоре» зачинщики меняются местами. Например, Д. Харитонович, в комментариях к «Осени Средневековья» Йохана Хёйзинги, пишет, что распря между Карлом Великим и Ожье началась из-за того, что именно внебрачный сын Ожье — Карл, ударил сына Карла Великого — Пипина, поссорившись с ним за игрой в шахматы. Возможно, здесь отразился сюжет поэмы «Рено де Монтобан», в которой герой, выиграв партию у сына Карла Бертоле, получает от последнего оскорбление и в ярости убивает принца.
Образ Ожье также олицетворяли с искусным любовником. Находясь при императорском дворе, отважный рыцарь должен был пользоваться популярностью среди придворных дам. Так, французский поэт Франсуа Вийон в своих балладах и поэмах не раз косвенно указывает на неутомимость Датчанина в галантных похождениях («Баллада-поучение беспутным малым», «Большое завещание»).
По одному из заимствованных из английских легенд старофранцузскому преданию Ожье Датчанин, будучи уже столетним старцем, женился на фее Моргане, которая вернула ему молодость, но заточила его на Авалоне (так называемая французская версия легенды из артуровского цикла о Моргане и Мерлине). Двести лет Ожье пробыл в её замке забвения, а затем, сбежав снова вернулся ко двору. Однако во Франции у власти уже находится другая династия — Капетинги, на престоле сидит король Филипп I. Но и тогда Ожье своей храбростью вновь завоёвывает уважение при дворе. По некоторым версиям, он покинул Авалон с горящей головнёй, от которой зависела продолжительность его жизни (как в случае с аргонавтом Мелеагром).
По другим преданиям, здесь идёт прямое указание на один из традиционных мотивов европейских легенд — о Спящем рыцаре, так называемом Короле под горой. Согласно этой версии, Ожье Датчанин, потерпев кораблекрушение, попал под чары феи Морганы, надевшей на него волшебный венок. В результате Ожье около двухсот лет провёл с ней на Авалоне, и вернулся в реальный мир, только когда чары пропали (венок случайно упал с его головы). Императором вместо Карла уже является Гуго Капет, но королевству до сих пор угрожают сарацины. Ожье начинает совершать новые подвиги, но ровно до тех пор, пока Моргана снова не завлекает его на Авалон. По этой легенде, Ожье Датчанин покинет Авалон тогда, когда Франции будет угрожать опасность.
Согласно некоторым вариациям этой легенды, Ожье Датчанин подружился на Авалоне с Королём Артуром. Поэтому когда наступит час и Артур вернётся в Британию, Датчанин последует за ним и займёт достойное место рядом с ним за Круглым Столом.
Нередко образ Ожье встречается и в эпоху Возрождения, пришедшей на смену средним векам. Так упоминание о пэре Ожье Датчанине встречается в родословной Пантагрюэля в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Там Датчанин упомянут как победитель Брюйе, сына Брюланта Монмирейского и прапрапрапрадеда великого Гаргантюа?.
После перевода Кристьерном Педерсеном (дат. , ок. 1480—1554), основоположником датского литературного языка, народных книг о Карле Магнусе и Ожье Датчанине (издана в 1532 году) на датский, Хольгер Данске (так был интерпретирован французский Ожье Датчанин), стал восприниматься как историческое лицо и датский национальный герой.
В легендах и балладах Хольгер Датский уже трактуется как король, защищавший свою страну от врагов (например, баллада XV века о борьбе Хольгера с великаном Дидриком, в которой речь идёт о вторжении остготского короля Теодориха).
После этого образ Хольгера неоднократно возникает в произведениях датской культуры. К ним можно отнести оперу «Хольгер Данске» Ф. Кунцена 1789 года, «одно из первых датских произведений, выражающих черты национального стиля». В 1818 году, писатель Юса Маттиас Тиле выпустил сборник «Датские народные предания», где упоминался Хольгер как защитник датской державы. Датский писатель и поэт Ингеман (дат. Ingemann) Бернхард Северин в 1837 году написал цикл романсов «Хольгер-Датчанин».
Ганс Христиан Андерсен в 1845 году написал сказку для детей — «Хольгер-Датчанин», согласно которой, «легендарный основатель датского государства» — король Хольгер Данске спит в подземелье древнего замка Кронборг. «Во сне он видит всё, что происходит на его родине, и будет он спокойно спать до тех пор, пока Дании не будет угрожать смертельная опасность». Именно благодаря тому, что Хольгер проснулся, в апреле 1801 года датчанам удалось отбиться от английской эскадры адмирала Горацио Нельсона, угрожавшей нападением на Копенгаген.
Во всех датских интерпретациях «Песни о Роланде» (данный эпос был весьма популярен в Европе на протяжении нескольких веков), Ожье Датчанин из второстепенных героев выдвигается на первый план.
В Дании именем Хольгера был назван молодёжный информационный журнал «Holger Danske», выходивший с 1909 по 1914 годы.
Во время Второй мировой войны в честь национального героя была названа одна из групп датского подполья (дат. Modstandsbev?gelsen). Отряд сопротивления «Holger Danske» был создан в 1942 году в Копенгагене из ветеранов-добровольцев, воевавших в Зимней войне на стороне Финляндии. В годы оккупации группа провела более 100 успешных диверсий, и к концу войны в её составе насчитывалось более 350 бойцов.
Именем «Holger Danske» назывались корабли:
Так же «Holger Danske» была названа серия экспортированных истребителей F-16 АМ серии «Блок 5» (бывшие FMS 78-0180, ныне известные как E-180). Входят в состав 727 эскадрильи Королевских ВВС Дании.
Популярностью пользуется и названный в честь Хольгера трубочный табак, который производит немецкая мануфактура «Планта» (нем. Planta Tabak-Manufaktur), основанная в 1956 году Манфредом Оберманном (нем. Manfred Obermann) в Шпандау (Берлин). Трубочные смеси «Holger Danske» производятся по технологии и лицензии датской компании Preben Hansen Tabaksfabrik Bred Denmark.
Образ Ожье Датчанина нередко появляется и у современных авторов.
К наиболее ранним изображениям Хольгера Датского относится уникальное изображение в церкви Скевинге (Хиллерёд). Предположительно, церковь была построена XII веке, впоследствии в постройку вносились изменения (в 1614 году была пристроена колокольня). Фрески, в том числе и изображение Хольгера, были обнаружены под слоем штукатурки в 1889 году, в ходе реставрационных работ.
В XIV веке, с появлением в средневековой Франции игральных карт, популярностью стала пользоваться так называемая французская колода. Предположительно развилась она из немецкой 32-карточной колоды путем упрощения. «Картинки» (или фигуры, онёры, от фр. honneur — честь) связывались с теми или иными историческими или легендарными персонажами. Так валет пик назывался «Hogier», и обозначал Ожье Датчанина.
В 1907 году отель «Мариенлюст» (дат. ) в Хельсингёре заказал две бронзовые скульптуры Хольгера Датского, планируя выставить их слева и справа от центрального входа в отель. Заказ был выполнен скульптором Гансом Педерсоном (дат. Hans Pedersen-Dan). Созданная им гипсовая пресс-форма для правой статуи была установлена в подвале замка Кронборг, и стала гораздо более известной, нежели оригинал. В 1985 году из-за разрушающего воздействия влаги гипсовая скульптура была заменена на копию из бетона.