Среди учеников Павла Николаевича Бодянского были будущие знаменитые писатели: Михаил Булгаков, Константин Паустовский.
Закончил Киевский университет по историко-филологическому факультету. Работал преподавателем (латинский язык, история) в Киевской гимназии, затем стал директором. У Николая Пустовского, учившегося у Павла Бодянского сохранились такие воспоминания о учителе:
Напечатал: «Римские вакханалии и преследование их в VI в. от основания Рима» (Киев, 1882), «История народного трибуната в период сословной борьбы в Риме. Глава первая. Причины учреждения трибуната» («Киев. Унив. Известия», 1884—1886); «Сервий Туллий и его аграрная реформа» («Отчет о состоянии Киевской 1-й гимназии за 1889—90 уч. год», Киев, 1890), «Исторический очерк развития Москвы» («Экскурсия учеников Киевской 1-й гимназии в 1902 г.», Киев, 1902), «Главнейшие достопримечательности Москвы». Основал журнал Шашки.
Занимал должность секретарь киевского отделения Общества классической филологии и педагогики.
Паустовский оставил воспоминания в: «Книга о жизни. Далекие годы»
Неоценим вклад Павла Николаевича Бодянского в развитие шашечного движения. Он организовал чемпионаты России очные (Всероссийский шашечный турнир) и заочный (1896—1899), конкурсы решений задач и этюдов в журналах. Разрабатывал теорию игры, занимался шашечной композицией. Один из дебютов называется Игра Бодянского.
Сам «гимназист с задорным вздернутым носом — будущий писатель Михаил Булгаков», как считается, использовал материал из труда Павла Бодянского «Римские вакханалии и преследование их в VI в. от основания Рима» в работе над романом «Мастер и Маргарита». Лидия Яновская в «Моя земля!» Небольшая прогулка вместо предисловия. Вступительная статья к изд.: Михаил Булгаков. Избранные произведения в двух томах. Киев, 1989 написала:
историк Бодянский (Булгаков тогда учился у него) провёл одиннадцать экскурсий со своими учениками — в Киево-Печерскую лавру и к Аскольдовой могиле, в церковь Спаса на Берестове и к Золотым воротам, в Музей древностей, к Цепному мосту, в Царский сад… («При обозрении всех этих достопримечательностей, — отметил Бодянский, — давались попутно и объяснения исторического содержания».)"