Популярные

Пьер Видаль-Наке

французский историк и публицист
Биография

Биография

Родился в еврейской семье. Его отец Люсьен Видаль-Наке участвовал в деле Дрейфуса в качестве адвоката. После оккупации Франции во время Второй мировой войны отец и мать Видаля-Наке участвовали в движении Сопротивления, но в мае 1944 года были арестованы и отправлены в концентрационный лагерь Освенцим, где погибли.

Видаль-Наке окончил коллеж Карно в Париже, затем изучал историю в университетах Кана и Лилля. В молодые годы он находился под значительным влиянием сюрреализма и уже в 18-летнем возрасте основал с Пьером Нора, также известным историком в будущем, издание «Imprudence».

Научные труды

Основные труды Видаля-Наке, начиная с первой книги о Клисфене Афинском (1964), были посвящены истории Древней Греции; особенной популярностью пользовался цикл из трёх книг, написанный совместно с его другом Жаном-Пьером Вернаном: «От мифологического к рациональному» (фр. La Gr?ce ancienne - Du mythe ? la raison; 1990), «Пространство и время» (фр. La Gr?ce ancienne - L'espace et le temps; 1990) и «Ритуалы перехода и трансгрессии» (фр. La Gr?ce ancienne - Rites de passage et transgressions; 1992). В содружестве с Вернаном написана и книга «Труд и рабство в Древней Греции» (фр. Travail et esclavage en Gr?ce ancienne; 2002). Некоторые сочинения Видаля-Наке лежат на грани истории и филологии: таковы, в частности, «Мир Гомера» (фр. Le monde d'Hom?re; 2002) и «Разбитое зеркало: Афинская трагедия и политика» (фр. Le miroir bris? : trag?die ath?nienne et politique; 2002). Популярный характер носила последняя книга Видаля-Наке, прослеживавшая историческую судьбу восходящего к Платону мифа об Атлантиде (фр. L'Atlantide. Petite histoire d'un mythe platonicien; 2005).

Общественная и публицистическая деятельность

Пьер Видаль-Наке был также публицистом, приверженцем социализма и марксизма в их гуманистической редакции; не приемля сталинизм и его наследников, он одно время входил в Объединённую социалистическую партию Франции и симпатизировал посттроцкистской группе «Социализм или варварство». Объединённая социалистическая партия Франции занимала более левые позиции, чем Французская секция Рабочего интернационала, которую Видаль-Наке считал реформистской и колонизаторской (во Французской коммунистической партии он разочаровался ещё после её поддержки расправы над Ласло Райком в Венгрии в 1949 году).

Во время Алжирской войны за независимость он, наряду с Жаном-Полем Сартром и другими, был среди авторов Манифеста 121, призывавшего к кампании гражданского неповиновения против войны; Видалю-Наке принадлежат четыре книги об этой войне, одна из которых красноречиво называлась «Преступления французской армии в Алжире» (фр. Les Crimes de l'arm?e fran?aise Alg?rie 1954-1962). В алжирских сочинениях Видаля-Наке задействован его опыт историка, что сказывается, прежде всего, в их тщательной документированности.

Видаль-Наке неоднократно выступал с резкой критикой отрицания Холокоста (равно как и отрицания геноцида армян) и, в частности, был среди самых принципиальных оппонентов Ноама Чомского по поводу Дела Фориссона. Статьи Видаля-Наке по этому вопросу собраны в книге «Убийцы памяти» (фр. Les Assassins de la m?moire; 1995). Он противостоял историческому ревизионизму и в случае с попыткой оправдать французский колониализм в «Законе о колониализме», принятом в парламенте консервативным большинством Союза за народное движение в 2005 году. В конечном итоге, протесты ряда ведущих историков страны, включая Видаля-Наке, заставили президента Ширака ветировать закон в 2006 году.

Публикации на русском языке

  • Пьер Видаль-Накэ. Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. — М.: Ладомир, 2001. — 432 с. ISBN 5-86218-393-0
Поделиться: