Посидоний родился в сирийском городе Апамея на Оронте. В молодости из-за политической смуты, разразившейся в государстве Селевкидов, вынужден был перебраться в Афины, где провел несколько лет, слушая лекции философа-стоика Панетия. Затем учился в Александрии и некоторое время путешествовал по Средиземноморью, посетил Италию, Испанию, Галлию и Германию, знакомился с обычаями, знаниями и культурой народов. Несколько лет провёл в Риме и получил доступ в высшие круги римского общества.
Позднее стал гражданином Родоса и открыл там философскую школу. Живя на Родосе, Посидоний активно участвовал в политической жизни и даже занимал высшую государственную должность притана. В 77 году до н. э. его лекции слушал Цицерон. Через Цицерона с Посидонием познакомился Помпей, навещавший его в 66 и в 62 году до н. э.. Сохранился рассказ о том, как во время последнего визита Помпея Посидоний принимал его в своем доме и, несмотря на мучившие его острые приступы подагры, беседовал с римским полководцем на философские темы, время от времени говоря: «Как ни терзает меня боль, она все же не заставит меня признать ее злом». Согласно позднейшим сообщениям (например, византийского лексикона «Суда»), Посидония называли Атлетом, однако почему он получил это прозвище неизвестно: возможно, причиною являются его научные занятия, подобно тому, как Клеанфа звали кулачным бойцом, а Эратосфена Пятиборцем (Пентатлом).
Посидоний был крупнейшим философом своего времени, а также универсальным ученым, внесшим значительный вклад во все области тогдашнего научного знания. Ему принадлежат трактаты по метафизике, физике, логике, этике, истории, географии, астрономии, математике, риторике, грамматике, филологии, естествознанию. За широкие и разносторонние интересы Посидония нередко сравнивали с Аристотелем, а за изящество стиля и глубину философских умозрений — с Платоном. Будучи спекулятивным мыслителем, не чуждым мистических озарений, Посидоний в то же время в своих научных исследованиях придерживался сугубо эмпирического метода, основанного на тщательном сборе и скрупулезном анализе фактов. Этим, возможно, объясняется известная двойственность восприятия Посидония как современниками, так и позднейшими историками философии.
Сочинения Посидония сохранились лишь во фрагментах, подавляющая часть которых не может быть отнесена к определённым трактатам. Известно о следующих сочинениях Посидония: «О критерии», «Об общих основах исследования против Гермагора», «Против Зенона Сидонского», «Сравнение мнений Гомера и Арата об астрономии», «Физика», «О мире», «О богах», «Основы метеорологики», «О небесных явлениях», «О судьбе», «О героях и демонах», «О гадании», «О величине солнца», «Об океане», «Перипл», «О душе», «О страстях», «О гневе», «Этическое рассуждение», «О добродетелях», «О надлежащем», «История», «История Помпея», «Протрептики», «Тактика».
Хотя Посидоний имел большое количество учеников (к числу которых принадлежат внук Посидония Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский и др.), их творческий вклад в развитие стоической философии оказался невелик и в основном ограничивался публикацией и комментированием лекций учителя. Так, в частности, один из таких компендиев под названием «Уроки Посидония», составленный Фанием, упоминает Диоген Лаэртский. Известно также, что Ясон руководил философской школой на Родосе в конце I в. до. н. э.
Физику Посидоний ставил на первое место среди всех прочих разделов философии. При этом его физические воззрения вполне традиционны для стоицизма. Космос един, конечен, шарообразен, окружён пустотой извне; в центре него находится Земля. Космос как целое Посидоний рассматривает с эстетических позиций, в своем комментарии к платоновскому «Тимею» он пишет: «А космос — прекрасен. Это видно из его формы, окраски, величины и разнообразия звезд в космосе». Звёзды, по мнению Посидония, представляют собой божественные эфирные тела, Солнце — чистый огонь; Солнце и Луна питаются испарениями морей и пресных вод. Бог — это огненная мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему; он же — космический логос. Действие всепроникающей пневмы обеспечивает телесное единство космоса и взаимосвязь всех происходящих в нем процессов и явлений. Такая всеобщая и упорядоченная взаимосвязь, уподобляющая Вселенную живому организму, называется «мировая симпатия».
Посидоний, подобно другим стоикам, полагал, что принцип «мировой симпатии» действует на всех уровнях вселенского универсума. Элементарным его проявлением выступает всеобщее и полное смешение вещества (?????? ??? ?????), из которого состоит Вселенная. Развитое Посидонием учение о мировой симпатии оказало значительное влияние на последующую философскую и естественнонаучную мысль. Отдельные его отголоски можно встретить в трудах мыслителей Средних веков и эпохи Возрождения (Роджер Бэкон, Альберт Великий, Данте Алигьери, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.), а также естествоиспытателей раннего Нового времени (Б. Телезио, Дж. Кардано) вплоть до И. Ньютона. С другой стороны, идея всеобщего смешения вещества вызывала резкую критику еще в эпоху античности. В частности, ее противниками выступали перипатетики, следовавшие в данном вопросе авторитету Аристотеля: так, известный перипатетик III в. Александр Афродисийский посвятил опровержению данной теории специальный трактат под названием «О смешении и росте».
Учение о «мировой симпатии» сделало Посидония активным приверженцем астрологии; он считал, что судьба человека определена расположением звёзд в момент его рождения. В то же время Посидоний полагал, что, несмотря на всесилие судьбы, мудрец, обладая разумом и добродетелями, может предвидеть ее повороты и перипетии. Это позволяет человеку мудрому возвыситься над своей судьбой.
Посидоний специально изучал явления радуги, грома и молнии, природу ветра. Он обсуждал глубину океана, подъёмы уровня океана в связи с вулканической деятельностью, природу землетрясений. Посидоний наблюдал приливы и отливы в Гадире, на побережье Атлантического океана, и обсуждал их связь с фазами Луны.
Примеры некоторых рассказов Посидония приводит Страбон. Одни из них имеют характер бытовых зарисовок: так, Посидоний сообщает о лигурийской женщине, которая родила во время своей работы и, сразу же по окончании родов, продолжила трудиться. В другом своем произведении он повествует о том, как, будучи прибит со своим кораблем к побережью Ливии, видел в лесу множество обезьян,
Другие рассказы явно фантастичны и рассчитаны на неискушенного читателя: например, автор сообщает, что в Сирии обнаружили мертвую змею, длиной более 300 метров с пастью такой ширины, что в ней мог спокойно уместиться всадник верхом на коне. Говоря о евреях, с которыми Посидоний лично, по-видимому, не общался, он сознательно или нет, передает всевозможные измышления, имевшие широкое хождение в позднеантичной литературе, в частности, ему одному из первых принадлежит кровавый навет о якобы практикуемых евреями человеческих жертвоприношениях.
Посидоний известен своей попыткой определить размеры земного шара (предыдущая попытка принадлежит Эратосфену). Метод измерения, впервые примененный Эратосфеном и затем использованный Посидонием, описан в сочинении Клеомеда"О круговращении небесного свода":
Со своей стороны, Посидоний, руководствовался допущением о том, что Канопус поднимался в Александрии на 1/48 долю окружности, в Родосе же он только показывался на горизонте, а линейное расстояние между этими городами, которые Посидоний считал расположенными на одном меридиане, оценивалось в 5000 стадиев. Отсюда окружность Земли составляла, по оценке Посидония, 240000 стадиев, что по точности уступает результатам вычислений Эратосфена.
В своих трудах философ опровергал точку зрения Аристотеля, в соответствии с которой самой засушливой и знойной является экваториальная область Земли, являющаяся вследствие этого непригодной для жизни. Со своей стороны, он считал наиболее жаркими тропические территории, поэтому крупнейшие пустыни находятся именно там, а не на экваторе, где климат, хоть и жаркий, но все же не столь экстремальный. По мнению Посидония, это объясняется тем, что в тропиках Солнце находится в своем зените в течение более продолжительного времени, чем на экваторе.
Посидоний считал расстояние от Земли до Луны равным 52? земным радиусам, а до Солнца — 13098 земным радиусам, что представляет исключительную для его времени точность; но совершенно неизвестно, на основании каких соображений он получил эти оценки.
Посидонию принадлежат некоторые сочинения по математике и геометрии, в которых он, в частности, пытался доказать знаменитый Пятый постулат Евклида, причем некоторые исследователи (к примеру, Р. Трюдо) полагают, что именно Посидоний, пришедший к выводу о том, что в рамках Евклидова пространства Пятый постулат недоказуем, стал одним из предшественников неевклидовой геометрии. Кроме того, Посидоний уделял значительное внимание логическим основаниям математики: ему принадлежат некоторые базовые определения и термины (такие, в частности, как «проблема» и «теорема»).
Этическое учение Посидония тесно связано с его представлениями о природе и способностях души, в которых философ следовал концепциям Платона и Аристотеля. Посидоний различал логические (рациональные) и алогические способности души, причем последние, по его мнению, являются источником аффектов. Алогические способности он подразделял на два вида: «пылкие» (?????????) и «вожделеющие» (????????????), причем «вожделеющей» душой наделены, согласно утверждениям Посидония, низшие формы природы, тогда как живые существа обладают, наряду с этим, еще и «пылкими» способностями (а человек, кроме того, и разумной душой). Классификация душевных способностей позволяет, в свою очередь, классифицировать и возможные аффекты. Их, в зависимости от причины возниконовения, Посидоний подразделял на душевные, телесные, а также душевные, берущие свое начало из тела, и телесные, берущие начало из души.
По мысли Посидония, этика есть учение о преодолении аффектов и подчинении неразумной (алогической) части души разумной ее части. Построение этики зависит от правильного понимания способностей души. Низшая способность означает стремление к наслаждению, вторая — к господству и обладанию, третья, разумная — к нравственной красоте. «Семя зла» находится в душе человека, ответственность лежит только на нём, а не на внешних обстоятельствах. Главная задача этики — нравственное воспитание. Конечная цель человека — жить, созерцая истину и стремясь к тому, чтобы ничего не делать по велению неразумного начала души. Нравственный идеал заключается в том, чтобы быть добродетельным мудрецом. Но поскольку такие мудрецы были возможны в давно утраченном «золотом веке», цель нравственной деятельности человека состоит, по мнению Посидония, в «продвижении» к мудрости и добродетели; для «продвигающегося» воспитание тождественно упражнению.
Подобно Панетию, Посидоний несколько смягчает нравственный ригоризм Древней Стои, полагая, что наряду с добром и злом существуют также вещи безразличные для мудреца, но в житейском смысле для всякого человека желательные, например богатство, здоровье, отсутствие нравственных и телесных страданий и т. п. Это объясняется тем, что человек, согласно учению Посидония, представляет собой неразрывное единство тела и души, а душа — это божество, гостящее в человеческом теле.
Душа, по мнению Посидония, есть истечение космического огня, божественной пневмы, сохраняющая в себе все существенные черты последней. Так, в частности, Посидоний утверждал, что душа является бессмертной. Она не уничтожается вместе с телом, но после физической кончины человека, отправляется на небеса, где проходит очищение от земных пороков и приобщается к блаженству. Подобные идеи заставили философа возродить платоновско-пифагорейское учение о переселении душ. Посидоний полагал, что во время каждого следующего цикла вселенского бытия, после очередного космического пожара, все души вновь возвращаются в телесные оболочки и снова проходят земное существование, хотя и не в том же облике, в котором проживали свои прежние жизни.
Таким образом, душа, согласно воззрениям Посидония, не будучи столь совершенной субстанцией, как космический огонь (пневма), оказывается все же более совершенной и, следовательно, более долговечной, чем материальный мир, что обусловливает ее особое (промежуточное) положение в онтологической иерархии. По словам А. Ф. Лосева:
Впрочем, следует отметить, что представления Посидония в данной области, так же, впрочем, как и целый ряд других его воззрений, остаются не проясненными до конца. Многие современные исследователи (в частности, А. А. Столяров) отрицают наличие в трудах философа спиритуалистических мотивов и полагают, что Посидоний, подобно другим стоикам, не разделял духовную и телесную субстанции, рассматривая их в качестве единого целого. По утверждению А. А. Столярова:
Посидонию принадлежит также фундаментальный труд «История» (по меньшей мере в 49 книгах), возможно, являвшийся продолжением одноименного произведения Полибия. В основу исторической концепции Посидония была положена распространенная в эллинистическую эпоху теория (впервые она высказывается Дикеархом в «Жизни Греции»), согласно которой история человечества представляет собой процесс непрерывного экономического прогресса, сопровождающегося столь же непрерывной деградацией нравов. Подчеркивая данное обстоятельство, он, вместе с тем, возлагает большие надежды на римлян, чья историческая роль, по мнению Посидония, состоит в нравственном обновлении человечества, результатом которого должен стать возврат к духовной гармонии «золотого века» без утраты технических достижений последующих эпох. Эти идеи Посидоний сочетает с общим для всех стоиков представлением о том, что мировая история завершится гибелью человечества в одном из периодически происходящих космических пожаров, после чего Вселенная возникнет заново, и начнется новый цикл ее существования.
Кроме того, Посидонию принадлежит ряд малых исторических работ, где он описывает события, современником и свидетелем которых являлся. Так, в частности, он был автором трактата о Митридатовых войнах, а также составил подробное описание жизни и деяний Помпея Великого (которым мог пользоваться Плутарх в своей биографии Помпея). Личное знакомство с Помпеем оказало влияние на творчество Посидония, позволив ему составить трактат по военному искусству, скорее всего, представлявший собой описание тактических достижений римского полководца. Во всех этих произведениях Посидоний выступал апологетом Римского государства, что обеспечило ему широкую известность среди римских писателей и политических деятелей.
Для Посидония-историка характерно пристальное внимание к обычаям первобытных народов, описанию которых он посвятил ряд своих трудов, и это дает основание считать Посидония одним из родоначальников этнографии как научной дисциплины. Наблюдая во время своих путешествий религиозные обряды племен Галлии, Испании и Северной Африки, Посидоний пришел к выводу о том, что в жизни первобытных народов особую роль играют «философы» (каковыми он, вероятно, считал жрецов), чья деятельность создает условия для научно-технического прогресса, способствующего переходу от дикости к цивилизации.
Стремясь к всестороннему охвату всех существовавших в его эпоху областей гуманитарного знания, Посидоний в ряде своих произведений обращается к решению лингвистических и филологических проблем. Так, в области риторики, он выступает противником аттицизма и предтечей так называемой азианской школы. Так, один из видных представителей этой школы, Феодор из Гадары, заимствовал у Посидония мысль о том, что стилистические категории должны иметь эмоциональное наполнение и отражать психологические свойства использующего их писателя и оратора. В споре между грамматиками-аналогистами и аномалистами (поддерживаемыми, в частности, пергамскими стоиками, прежде всего Кратетом из Маллоса) Посидоний занимает сторону последних, полагая, что причины изменений в языке лежат в сфере семантики, то есть в конечном итоге в сфере речевой практики, собственно, и порождающей всевозможные аномалии, со временем становящиеся правилами языка. Рассматривая вопрос о различии между поэтической и прозаической речью, Посидоний не видит между ними принципиальной разницы. По его словам: «Достоинства прозаического и поэтического языка одни и те же и отличаются между собой только большей или меньшей степенью». В этом некоторые ученые видят шаг назад в сравнении с учением о видах речи Аристотеля.
Непосредственное, хотя и весьма значительное, влияние Посидоний оказал лишь на некоторых младших современников, в частности, на Цицерона, называвшего его своим наставником и другом. Уже в середине I в н. э. его труды, по-видимому, перестали вызывать интерес. Точно также весьма сдержанно относились к нему философы и филологи Средних веков, эпохи Возрождения и раннего Нового времени, редко упоминавшие имени Посидония в своих произведениях. Во всяком случае, по числу упоминаний в трудах более поздних европейских авторов Посидоний значительно уступает не только Платону и Аристотелю, но даже и таким античным философам, как «отец ботаники» Теофраст, с которым Посидоний вполне сравним по масштабу и разнообразию конкретно-научных исследований. Практически отсутствуют обращения к наследию Посидония и в византийской, а также средневековой арабской традиции. Отдельные ссылки на его авторитет можно встретить лишь в произведениях таких византийских писателей-эрудитов, как Михаил Пселл, Максим Плануд или Феодор Метохит.
Лишь в конце 70-х гг. XIX в. наследие философа было открыто снова, что стимулировало активную работу по его изучению, значительный вклад в которую внесли, в частности, датский исследователь П. Корссен и немецкий филолог К. Мюлленгоф. В начале XX столетия многие исследователи (преимущественно филологи и историки) видели в Посидонии одного из величайших мыслителей античности, родоначальника многих мистических учений, чьи теории определяющим образом сказались на все дальнейшее развитие западной философии. Так, по словам Н.Нестле:
Такое чрезмерное увлечение Посидонием породило своеобразную реакцию со стороны критически мыслящих ученых. В частности, Дж. Ф. Добсон говорил о «посидониевском мифе», полагая, что было бы неверно придавать фигуре Посидония и его влиянию на последующую научную и философскую мысль слишком большое значение, особенно учитывая те крайне скудные и противоречивые сведения, которыми располагает наука о его творчестве.
Историки философии также по-разному трактуют его идеи. С одной стороны, многие авторы (например, А. Ф. Лосев) видят в нем одного из крупнейших античных ученых и философов-идеалистов, пытавшегося создать синтез идей стоицизма, аристотелизма и в особенности платонизма, в известной степени повлиявший на интерпретацию воззрений Платона такими философами, как Антиох из Аскалона и Филон из Лариссы, являвшимися современниками Посидония. С другой стороны, в настоящее время преобладает мнение о том, что взгляды Посидония были вполне характерны для Среднего стоицизма (и вообще позднеантичной образованности) и всецело находятся в рамках стоической традиции. Во всяком случае, несмотря на многочисленные филологические и историко-философские исследования, посвященные Посидонию, он по-прежнему остается одним из наиболее загадочных и малоизученных античных авторов.