Составил хронику, которая считается ценным источником по истории Европы 1-й половины V века, также известен в связи с рядом теологических сочинений.
Точные даты его жизни не известны. Впервые Проспер упоминается в письме к Св. Августину в 429 году, где характеризуется как человек, выдающийся своей нравственностью, красноречием и энергичностью. На основании этого историки определяют его возраст примерно в 40 лет, чтобы соответствовать данной характеристике. Свою хронику Проспер оканчивает 455 годом. Византийский историк Марцеллин Комит упоминает его имя под 463 годом, что предполагает кончину Проспера в промежутке между 455 и 463 годами.
Проспер принял активное участие в богословском споре с «марсельскими монахами» (в том числе, с преподобными Кассианом Римлянином и Викентием Леринским) о соотношении благодати и свободы воли, по этому поводу состоял в переписке со святым Августином, учением которого восхищался. В 431 году он посетил Рим, где добился поддержки папой Целестином I учения Августина.
В 433 году Проспер составил первую редакцию своей хроники («Epitoma chronicon»), которую затем дополнял вплоть до 455 года. От библейского создания мира до 378 года хроника является пересказом хроники Св. Иеронима. В описание событий 1-й половины V века труд Проспера содержит подробные сведения, многие из которых не отражены другими авторами. Это относится в частности к нашествию германцев на Галлию, войнам с вандалами.
Около 440 года папа Лев I сделал Проспера своим секретарём, доверяя ему составлять письма от своего имени. Проспер был, видимо, свидетелем разграбления Рима вандалами в 455 году, этим событием завершается его хроника.
Память Св. Проспера Аквитанского отмечается 25 июня.
Одно из самых часто цитируемых изречений Проспера: «Legem credendi lex statuat supplicandi» (позднее сокращённый до «lex orandi lex credendi»): порядок богослужения определён верой. Этот теологический принцип озвучивает тесную связь литургической жизни с верой в Бога, устанавливает взаимосвязь внутреннего убеждения (веры) с её внешним проявлением (молитвой). Отступления от молитвы могут повлечь, согласно этому принципу, искажения в глубине веры.
Другой известный афоризм Проспера: «Quidquid non possidet armis, religione tenet»: что не завоёвывается оружием, то управляется религией.