Популярные

Пётр Фоменко

советский и российский театральный и кинорежиссёр, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская П
Дата рождения:
1932-07-13
Биография

Для режиссёрской манеры Фоменко характерны щедрость фантазии и парадоксальность мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов; его работы ярко театральны и музыкальны, отличаются блестящим актёрским ансамблем.

В ряде спектаклей конца 1970-х — начала 1980-х годов Фоменко экспериментировал в жанре трагического гротеска.

Телевизионным спектаклям режиссёра свойственны углублённый психологизм, точное следование авторской идее и стилю.

Биография

Окончил московскую школу № 9. Увлекался футболом: соперником по дворовым играм в то время был будущий знаменитый футболист Анатолий Ильин, а в младших классах учился Адамас Голодец; играл в теннис, хоккей с мячом, хоккей с шайбой.

Школьнику Петру Фоменко любовь к театру, музыке привила мама. По позднейшему признанию, в театр он пришёл именно через музыку. Окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки.

Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что, продолжал заниматься Борис Ильич Вершилов, в прошлом коллега Евгения Вахтангова. Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.

Поступил в Московский педагогический институт им. Ленина (филологический факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Пётр Фоменко сдружился с Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ковалем. Режиссировал знаменитые «капустники», делал попытки первых серьёзных постановок, в частности, репетировал «Каменного гостя» А. С. Пушкина.

Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. Горчакова; среди педагогов А. А. Гончаров, Н. В. Петров), который окончил в 1961 году. Первый спектакль поставил в 1958 году.

Два спектакля Петра Фоменко в 1960-х годах были закрыты по цензурным соображениям: «Смерть Тарелкина» (театр им. Маяковского, 1966, после пятидесяти показов) и «Новая Мистерия-Буфф» (театр им. Ленсовета, 1969). За эстетическую неблагонадёжность режиссёра театральная критика нарекает его «осквернителем праха русской классики». В это время Пётр Фоменко живёт без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога. К этому же периоду относится работа в студенческой студии МГУ на Ленинских горах.

Не найдя работы в Москве, уезжает в Тбилиси, где два сезона работает в Тбилисском театре им. Грибоедова.

В 1972-81 работает в Ленинградском Театре Комедии (с 1977 главный режиссёр), откуда ушёл после давно назревшего идеологического конфликта с горкомом КПСС под руководством Г. В. Романова.

Возвращается в Москву: с 1982 режиссёр в Театре им. Маяковского, с 1989 — в Театре им. Вахтангова.

С 1981 начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова (поначалу как педагог в мастерской Оскара Яковлевича Ремеза).

В 1992 году получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).

В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.


Отзывы

Пётр Наумович — это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. В Петре Наумовиче очень сильно лицедейское, непредсказуемое начало. Он удивительно парадоксально мыслит, блистательно владеет интонацией, только ему одному ведомой, одному ему присущей. Он парадоксален сам по себе. Неслучайно у него любимые слова — «но» и «хотя». И сразу весь смысл переворачивается. Он великий лицедей и провокатор. Фоменко любит взрывать ситуацию, непредсказуемо её разворачивать, и в этом он всегда живой, подвижный, интересный.

— Сергей Женовач

Работы в театре

Ленинградский театр комедии (1972—1981)

  • 1978 — «Лес» А. Н. Островского
  • 1980 — «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского
  • 1972 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова
  • 1981 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится»
  • 1980 — «Измена» Л. Г. Зорина
  • 1978 — «Пассаж в пассаже» С. В. Михалкова по Ф. М. Достоевскому
  • 1979 — «Добро, ладно, хорошо» В. И. Белова
  • 1974 — «Старый Новый год» М. Рощина
  • 1975 — «Муза» Г. М. Никитина
  • 1978 — «Опасно для жизни» А. Антохина.
  • 1974 — «Родственники» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова
  • 1975 — «Мизантроп» Мольера
  • 1979 — «Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову
  • 1973 — «Троянской войны не будет» Ж. Жироду

Театр им. В. В. Маяковского

  • 1985 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (постановка)
  • 1966 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина

Театр им. Евг. Вахтангова

  • 1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина
  • 1999 — «Воскрешение, или Чудо святого Антония» М. Метерлинка
  • 1989 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (постановка)
  • 1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского
  • 1991 — «Государь ты наш, батюшка» по «Детоубийце» Ф. Горенштейна

Мастерская Петра Фоменко в ГИТИС-РАТИ (1981—1996)

  • 1984 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина
  • 1988 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина
  • 1992 — «Волки и овцы» А. Н. Островского (постановка)
  • 1986 — «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой)

Московский театр «Мастерская П. Фоменко» (1993 — наст. время)

  • 2001 — «Война и мир. Начало романа. Сцены» Л. Н. Толстого (автор инсценировки, постановка)
  • 2000 — «Одна абсолютно счастливая деревня», по Б. Б. Вахтину
  • 2004 — «Три сестры» А. П. Чехова
  • 2001 — «Безумная из Шайо» Ж. Жироду
  • 2008 — «Бесприданница» А. Н. Островского (постановка и режиссура)
  • 2009 — «Триптих» А.С. Пушкина по "Графу Нулину», "Каменному гостю" и "Сценам из Фауста" (постановка)
  • 2002 — «Египетские ночи», по произведениям А. С. Пушкина и В. Я. Брюсова (постановка)
  • 1996 — «Таня-Таня» О. Мухиной (режиссёр-постановщик)
  • 2006 — «Как жаль» по пьесе «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г. Гарсиа Маркеса
  • 2008 — «Сказка Арденского леса» Ю. Кима по канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится» (постановка)
  • 2006 — «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж. -Б. Мольера («соучастник-оппонент»)
  • 2004 — «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (мизансцены)
  • 1996 — «Свадьба» А. П. Чехова
  • 2000 — «Семейное счастие» Л. Н. Толстого (автор композиции и режиссёр-постановщик)
  • 1998 — «Чичиков. Мертвые души, том второй», фантазия на тему позднего Гоголя

Постановки в других театрах

  • 1990 — «Калигула» А. Камю в театре им. Моссовета
  • 1968 — «Как вам это понравится» У. Шекспира в театре на Малой Бронной
  • 1965 — «Приключения желтого чемоданчика» С. Прокофьевой. Совместно с В. Ованесовым. Центральный детский театр.
  • 1971 — «Дорога цветов» В. П. Катаева в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова
  • 1962 — «Микрорайон» по повести Л. В. Карелина в Московском театре драмы и комедии
  • 1974 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова, 2-я редакция спектакля, в «Театре Польском» (Вроцлав).
  • 1961 — «Один год» по Ю. П. Герману в театре на Малой Бронной
  • 1970 — «Татьянин день» Д. Урнова. Театр МГУ «Ленинские горы».
  • 1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва в Малом театре
  • 2003 — «Лес» А. Н. Островского в Комеди Франсез
  • 1961 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Драматический театр, Ногинск.
  • 1976 — «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо в ЦТСА
  • 1967 — «Дознание» П. Вайса в театре на Таганке
  • 1960 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Дипломный спектакль актерского факультета ГИТИСА.
  • 1970 — «Свой остров» Р. А. Каугвера в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова
  • 1961 — «Даешь Америку!» по С. Ларионову в Московском театре драмы и комедии . (Спектакль не вышел, репетиции спектакля были прекращены из-за несоотвествия пьесы репертуарной политике.)
  • 1964 — «Король Матиуш I» по Я. Корчаку в ЦДТ
  • 1965 — «Павшие и живые» по стихотворениям военных лет в театре на Таганке. Постановка Ю. П. Любимова Режиссер П. Фоменко.
  • 1969 — «Новая Мистерия-Буфф» по В. В. Маяковскому в обработке М. Г. Розовского в Ленинградском театер имени Ленсовета
  • 1965 — «Антимиры» А. А. Вознесенского в театре на Таганке. Постановка Ю. П. Любимова. Режиссер П. Фоменко.
  • 1959 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Театр-студия «Металлург» (Москва).
  • 1968 — «Человек, похожий на самого себя» З. Паперного. Театр МГУ «Ленинские горы».
  • 1994 — «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон»
  • 1958 — «Беспокойное наследство» К. Я. Финна в Московском драматическом театре


Работы в кино

Режиссёр

  • 1986 — Поездки на старом автомобиле, по сценарию Э. Брагинского
  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь, по повести «Спутники» В. Пановой
  • 1977 — Почти смешная история, по сценарию Э. Брагинского

Сценарист

  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь (в соавторстве с Б. Вахтиным)

Актёр

  • 1988 — Чёрный монах (режиссёр И. Дыховичный)
  • 1985 — Поездки на старом автомобиле
  • 1984 — Мой друг Иван Лапшин — камео

Работы на телевидении

Центральное телевидение (1967—1991)

  • 1969 — «Михаил Кольцов»
  • 1985 — Пиковая дама по А. С. Пушкину
  • 1966 — «Новеллы» по Д. Паркеру
  • 1991 — Гробовщик по А. С. Пушкину
  • 1971 — Семейное счастие по Л. Н. Толстому
  • 1981 — Повести Белкина. Выстрел по А. С. Пушкину
  • 1973 — Детство. Отрочество. Юность по Л. Н. Толстому
  • 1967 — Новеллы о Ходже Насреддине
  • 1982 — Метель по А. С. Пушкину
  • 1969 — Пиковая дама по А. С. Пушкину

Школа Петра Фоменко

За годы преподавания в ГИТИСе Пётр Фоменко выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссёры и актёры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек, Марина Глуховская, сестры Ксения и Полина Кутеповы, Полина Агуреева, Максим Литовченко, Андрей Казаков и другие.

Отзывы

Он добивается своего, никогда не подавляя при этом артиста. Потому что его режиссура замешана на любви к этим артистам. За ним — как за каменной стеной. Он никогда не позволит себе запрещённого приема (будь то подавление, унижение или страх) ради достижения результата. Потому что сиюминутный результат ему, по большому счету, не важен. Мы все приучены к тому, что провал может быть полезен, а к успеху надо относиться скептически. Можно добиться результата насилием, но это сработает на несколько спектаклей. А потом страх и обида забудутся, а дальше что? Его же спектакли идут десять лет и больше. Он учит нас каждый раз находить какой-то новый интерес.

— Рустэм Юскаев

Признание и награды

  • Лауреат премии имени Георгия Товстоногова (2001), за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
  • Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1996)
  • Лауреат Государственной премии России (1994, за спектакль «Без вины виноватые»; 1997, за создание театра «Мастерская П. Фоменко»; 2001, за спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены»).
  • Лауреат премии «Золотая маска» (1995, за спектакль «Великолепный рогоносец»; 2002, за спектакль «Война и мир. Начало романа»; 2006, за спектакль «Три сестры»).
  • Золотая медаль имени А. Д. Попова (1978), за спектакль «Любовь Яровая».
  • Командор Ордена искусств и литературы Франции (2005).
  • Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007)
  • Лауреат зрительской премии "ЖЖивой театр" (2010) в номинации "Режиссура: мэтры" за спектакль "Триптих" по А.С.Пушкину
  • Лауреат премии «Триумф» (2001), за спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены».
  • Лауреат премии Станиславского (сезон 1995—1996, за спектакль «Пиковая дама»; сезон 1999—2000, за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня»).
  • Лауреат премии фестиваля «Московские сезоны», (сезон 1992—1993), за спектакль «Без вины виноватые».
  • Лауреат премии Председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации (сезон 2002—2003)
  • Приз московской критики «Гвоздь сезона», (сезон 1992—1993), за спектакль «Без вины виноватые».
  • Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством III степени» (2003)
  • Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1993, за спектакли «Без вины виноватые» и «Волки и овцы»; 1996, за спектакль «Пиковая дама»).
  • Лауреат премии «Чайка» (2002), в почётной номинации «Патриарх».
  • Лауреат Международной театральной премии имени К. С. Станиславского (1993).
  • Лауреат зрительской премии "ЖЖивой театр" (2009) в номинации "Режиссура: мэтры" за спектакль "Бесприданница" по А.Н.Островскому
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), за заслуги в области советского театрального искусства.
  • Заслуженный деятель искусств Польши (1979).
  • Народный артист Российской Федерации (1993).
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003), за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.

Отзывы

К Петру Наумовичу очень поздно пришло признание. Поздно строится театр, всё очень-очень поздно. Он и раньше ставил потрясающие, изумительные спектакли, переворачивающие наше представление о театре.

— Сергей Женовач, 2007

Интересные факты

29 сентября 2004 года в московском театре «Эрмитаж» состоялась премьера спектакля «Суер-Выер: комическое представление в 2-х действиях», посвящённого Петру Фоменко (режиссёр Михаил Левитин, по роману Юрия Коваля).

Список произведений

  • Фоменко П., Копылова Р. Приближаясь к Толстому // Телевидение и литература: Сб. ст. / Сост. Е. В. Гальперина. — М.: Искусство, 1983. — 217 с. — 10000 экз.
  • Фоменко П. Он воспитал наш пламень… // Неистовый Андрей Гончаров / Гл. ред. и сост.: В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. — С. 278-292. — 319 с. — 1500 экз. — ISBN 5-462-00062-6

Библиография

  • Смехов В. Б. Мои московские драмы и комедии // Смехов В. Театр моей памяти. — М.: Вагриус, 2001. — 448 с. — (Мой XX век). — 7000 экз. — ISBN 5-264-00599-0
  • Пётр Наумович Фоменко: библиографический указатель / Сост. Ф. М. Крымко, И. А. Седова. Центральная науч. б-ка Союза театральных деятелей РФ. — М.: Московский художественный театр, 2007. — 141 с. — ISBN 5-9000-20-22-3
  • Ряшенцев Ю. А песня-то была весёлая... // Знамя. — 2007. — № 10.
  • Левитин М. О Петре Фоменко // Левитин М. Школа клоунов. — М.: АСТ, Зебра Е, ВКТ, 2008. — С. 343-349. — 690 с. — (Актерская книга). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-050351-3
  • Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства : Из жизни рус. театра второй половины XX в.. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — л. ил., портр., 350, с. — ISBN 5-87334-038-2


Поделиться: