Популярные
На фото Рэймонд Бернард Кэттелл

Рэймонд Бернард Кэттелл

британский и американский психолог, внесший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации
Дата рождения:
1905-03-20
Дата смерти:
1998-02-02
Биография

Биография

Раймонд Бернард Кэттелл (Кеттелл) родился в Стаффордшире в 1905г. В 16 лет поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался химии и физике. В 1924г. Кэттелл получил степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием решил посвятить свою карьеру психологии. В 1929г. получил звание доктора психологии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, работал в качестве ассистента у выдающегося психолога Чарльза Спирмена, разработавшего метод факторного анализа.

С 1932 по 1937г. Кэттелл руководил психиатрической клиникой города Лейсестера в должности директора. В 1937 г. ему присвоили степень доктора наук Лондонского университета. После этого Кэттелл сотрудничал с профессором Э. Л. Торндайком в педагогическом колледже Колумбийского университета в Нью-Йорке. С 1938г. Кэттелл работал профессором психологии в Университете Кларка, а с 1941 - лектором в Гарвардском университете. В 1944 г. Кэттелл перешел в Иллинойсский университет на пост профессора-исследователя в области психологии. Там он руководил лабораторией по исследованию личности и анализа группового поведения (занимал эту должность 30 лет).

В 1973г. Кэттелл переехал в Боулдер, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977г. стал консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе.

Умер Кэттелл 2 февраля 1998 г в возрасте 92 лет в своем доме на Гавайях.

Основные труды

В 1940-х гг. Кэттелл опубликовал множество книг и статей, освещающих исследования различных областей - экспериментальной психологии, социальной психологии и генетики. Основные его труды относятся к области систематического исследования личности человека. Наиболее значительные работы в этом направлении:

  • 1950 г. – «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование»,
  • 1982 г. – «Наследование личности и способностей»,
  • 1987 г. – «Бейондизм: религия от науки».
  • 1946 г. – «Описание и измерение личности»,
  • 1965 г. – «Научный анализ личности»,
  • 1957 г. – «Личностное и мотивационное структурное измерение»,

Также Р. Кэттелл провел интересные психологические исследования в области: юмора (1947), музыкальных предпочтений (1954), лидерства (1954), интеллекта (1963), психопатологии (1966), креативности (1968), установки на реакции (1968).

Теория личности

В определении Кеттелла личность представляет собой систему черт, которым он дает собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кеттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).

С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определенном направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).

Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Оно имеет вид: R = slTl + s2T2 + s3T3 +... + snTn,

где Т — определенная черта; s — ее оценка.

Это спецификационное уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании.

Особое внимание в своих работах Кеттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

Аттитюд — это, по определению Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула аттитюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта.

Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью. В своих исследованиях Кеттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врожденным, а приобретенным. Согласно Кеттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведенных исследованиях

Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мо-тивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине — чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов.

Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.

Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия.

Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кеттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные.

Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов:

1) умышленное намерение создать определенный тип личности;

2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;

3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов.

Весьма важно описать и дифференцировать по определенным параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определенной социальной группы, а также взаимоотношений между ними. Кеттелл вывел 28 положений относительно отношений между индивидуальной личностью и так называемой групповой синтальностью.


Ключевые понятия

Аттитюд (Attitude). Специфический образ действий, который субъект желает или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. Происхождение конкретного аттитюда обычно прослеживается до первичного, врожденного побуждения, то есть одного из эргов.

Динамическая черта (Dynamic trait). Черта, активизирующая и направляющая человека к конкретным целям. К динамическим чертам относятся эрги и семы.

Динамическое исчисление (Dynamic calculus). Комплексный метод определения силы и направленности аттитюдов. В динамическом исчислении эрги и семы рассматриваются как основа любой мотивации, они входят в поведенческое уравнение (behavioral equation), позволяющее вычислить аттитюд данного индивида в конкретной ситуации.

Корреляционная матрица (Correlation matrix). Общая совокупность данных в массе переменных, используемых в факторном анализе.

Кристаллизовавшийся интеллект (Crystallized intelligence). С другой стороны, отвечает за применение в настоящем ранее полученных знаний. Первичный фактор B - это кристаллизовавшийся интеллект, и для него Кэттелл оценил долю наследственности в 60%. Для подвижного интеллекта, черты второго порядка, доля наследственности равна 65%.

Основные черты (Source traits). Черты, предопределяющие поведение, основные структуры, составляющие личность.

Поверхностные черты (Surface traits). Наблюдаемые формы поведения, имеют значение лишь как исходный пункт, с которого удобно начинать исследование, или как индикаторы основных черт.

Подвижный интеллект (Fluid intelligence). Позволяет нам усваивать новый материал, независимо от того, приходилось ли нам уже иметь дело с подобными вещами.

Семы (Sems [socially shaped ergic manifolds]). "Социально сформированные проводящие структуры эргов". Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

Состояние (State). Понятие, относимое Кэттеллом к временным изменениям в поведении, появляющимся в результате изменений в окружающей среде. Примеры психологических состояний - радость, гнев, страх, беспокойство. В число физиологических состояний входят ритм сердца, температура тела и кровяное давление.

Способность (Ability trait). Динамическая черта личности, определяющая умение и эффективность в достижении целей.

Темпераментная черта (Temperament trait). Основная черта, влияющая на эмоциональные характеристики поведения.

Фактор (Factor). Скрытая переменная, получаемая при обработке данных при помощи факторного анализа.

Факторная нагрузка (Factor loading). Корреляция между данным пунктом и фактором, с которым он соотносится.

Факторный анализ (Factor analysis). Метод, используемый для определения скрытых психологических переменных личности или скрытых переменных в вопросах тестов, которые выявляются при обработке корреляционной матрицы.

Черта (Trait). Относительно постоянное свойство или расположение, то, от чего зависит поведение человека в конкретной ситуации.

Эрг (Erg). Врожденное биологическое побуждение или мотив. Эрги у людей - эквиваленты инстинктов у животных. Термин "эрг" относится к энергии, происходящей из первичных побуждений, таких как сексуальное влечение, голод, любопытство, гнев и т. д. Кэттелл выделил 10 основных эргов, большинство из которых свойственны также и млекопитающим.

L-данные (L-data). Данные измерения поведения в естественных условиях.

Q-данные (Q-data). Индивидуальные данные, полученные по результатам заполнения опросников.

T-данные (T-data). Данные, полученные при помощи объективных тестов.

Публикации

  • Cattell, R. B. (1984). The voyage of a laboratory: 1928-1984. Multivariate Behavioral Research, 19, 121-174.
  • Cattell, R. B. (1983). Structured personality learning theory. New York: Praeger.
  • Cattell, R. B. (1990). The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 26, 48-57.
Поделиться: