Популярные
На фото Рейнальдо Ан

Рейнальдо Ан

французский композитор, пианист, музыкальный критик, дирижёр и руководитель оркестра, один из наиболее известных музыкантов прекрасной эпохи
Дата рождения:
1874-08-09
Дата смерти:
1947-01-28
Биография

Биография

Мать — родом из Венесуэлы, отец — немецкий еврей, из Гамбургa приехал в Венесуэлу в поисках фортуны, стал близким другом президента Антонио Гусмана Бланко, но после угроз стороны врагов президента в 1878 переехал с семьей в Париж. Первый вальс для фортепиано Рейнальдо написал в 1883. Учился в Парижской консерватории у Гуно, Сен-Санса, Жюля Массне, его однокашниками были Равель, Корто. В 1888 написал романс на стихи В.Гюго, тут же ставший известным. Подружился с семейством Альфонса Доде, с Верленом, сочинил цикл песен на его стихи («Песенки под хмельком»). Его вокальные сочинения вошли в моду, композитор стал завсегдатаем лучших столичных салонов, где исполнял свои песни и музыку других композиторов, познакомился с Малларме, Эдмоном Гонкуром, Прустом, Сарой Бернар (в 1930 он написал о ней книгу).

В 1894—1896 был в близких отношениях с Прустом, они вместе путешествовали, строили общие планы, переписывались (эпистолярий издан); многие детали этого времени вошли в роман Пруста Жан Сантёй. Дружил с Лианой де Пужи, Клео де Мерод. Вместе с Прустом и Сарой Бернар выступал в защиту Дрейфуса.

В годы Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, затем служил в министерстве обороны.

Писал музыку для сцены и кино, симфонические, фортепианные и вокальные сочинения на стихи Марселины Деборд-Вальмор, Леконта де Лиля, Теодора де Банвиля, Жана Мореаса, Анри де Ренье, Р. Л. Стивенсона и др., оставил несколько балетов, опер и оперетт. Сотрудничал с С.Дягилевым и его труппой.

С 1920 г. преподавал в Нормальной школе музыки, дружил с Пабло Казальсом, Жаком Тибо, Надей Буланже. Сотрудничал с Саша Гитри, Арлетти, Магдой Тальяферро.

В годы Второй мировой войны, опасаясь нацистского антисемитизма, был вынужден покинуть Париж, жил в Канне, Монте-Карло. Вернувшись в столицу в 1945, был избран в Академию изящных искусств, возглавил Парижскую оперу.

Избранные сочинения

Оперы

  • «Остров мечты» (1898, по Пьеру Лоти)
  • «Кармелитка» (1902)
  • «Навсикая» (1919)
  • «Голубь Будды» (1921)
  • «Время любить» (1926)
  • «Венецианский купец» (1935, по Шекспиру)

Оперетты

  • «Мьюзик» (1914, вместе с Шарлем Лекоком и Андре Мессаже)
  • «Лук зубчатый» (1923)
  • «Брюммель» (1930)
  • «Мальвина» (1935)
  • «„Да“ юных девушек» (1942)

Балеты и пантомимы

  • «Конец любви» (1892),
  • «Бал Беатрис д’Эст» (1909)
  • «Праздник у Терезы» (1910)
  • «Заколдованный лес» (1912)
  • «Голубой бог» (1912)
  • «Дега» (1925)
  • «Вальсы» (1932)
  • «В рощах Италии» (1937)

Музыкальные комедии

  • «Моцарт» (1925)
  • «Парад» (1926)
  • «О, мой прекрасный незнакомец» (1933)
  • «Много шума из ничего» (1936, по Шекспиру)

Музыка к спектаклям

  • L’obstacle' (1890, по А.Доде)
  • Nocturne (1895)
  • Songe d’une matin?e de printemps (1897)
  • Esther (1898)
  • Dalila (1899)
  • La pastorale de No?l, myst?re (1901)
  • Les deux courtisanes (1902)
  • Werther (1902, по Гёте)
  • Angelo (1905)
  • Scarron (1905)
  • La Vierge d’Avila (1906)
  • M?duse (1911)
  • L’homme ? la rose (1919)
  • Andrea del Sarto (1919—1920)
  • Manon, fille galante (1923, по Прево)
  • Seigneur Polichinelle (1925)
  • L’homme avec dix femmes (1937)
  • Laure et P?trarque (1937)

Инструментальная музыка

  • Романс для скрипки и фортепиано ля мажор (1901/1902)
  • Сарабанда и тема с вариациями для кларнета и фортепиано (1903)
  • Ноктюрн для скрипки и фортепиано (1906)
  • «Развязавшаяся лента» для двух фортепиано (1916)
  • Фортепианный квинтет (1920/1921)
  • Соната для скрипки и фортепиано до мажор (1926)

Вокальные циклы

  • M?lodies I (1895)
  • M?lodies II (1920)

Признание

Офицер и командор Ордена Почётного легиона. Среди современных исполнителей сочинений Ана — Фелисити Лотт, Йен Бостридж, Елена Образцова, Патрисия Пётибон.

Поделиться: