Популярные

Ричард Броун

русский кораблестроитель
Биография

Ранняя деятельность кораблестроителя

Ричард Броун, один из наиболее выдающихся кораблестроителей Петровского флота, был родом из Англии.

В 1705 году Броун поступил на русскую службу в качестве корабельного мастера. Свою кораблестроительную деятельность он начал на работах Воронежского адмиралтейства. Этот грамотный и хорошо теоретически подготовленный кораблестроитель посвятил российскому кораблестроению более 35 лет своей жизни.

В отличие от других иностранных мастеров на русской службе: Джона Дена, Осипа Ная и Ричарда Козенца, Броун имел тяжёлый характер: его современники описывают его, как тщеславного, самонадеянного, высокомерного и неуживчивого человека. Несмотря на эти отрицательные качества, Пётр I ценил Броуна как прекрасного специалиста, умевшего понимать с полуслова его замыслы. Вместе с тем известно несколько случаев, когда царь одергивал Броуна и заставлял ладить со своими соратниками как из числа иностранных, так и отечественных кораблестроителей.

В 1707 году Ричарда Броуна перевели на Олонецкую верфь, где он на протяжении одного года построил галиот, бомбардирский корабль и несколько скампавей для Балтийского флота. Он работал в Лодейнопольской верфи вместе с Гаврилой Меншиковым. Там они вдвоем начали строить первый 50-пушечный корабль для того же флота, встречая на первых порах много трудностей. Пётр I и Федосей Моисеевич Скляев много помогали им своими советами, в частности, предложили удлинить корабль, выполнить шпангоуты его набора составными из девяти частей и др.

С Олонецкой верфи Броуна вместе с Меншиковым перебросили в Новую Ладогу, где он построил еще два корабля. Затем его направили в Казанское адмиралтейство, чтобы оказать помощь местным кораблестроителям.

Начиная с 1710 года и до конца жизни Ричард Броун работал в столичном Адмиралтействе, где построил до двух десятков различных судов, в том числе десять кораблей и два фрегата. Неоднократно ему как опытному кораблестроителю поручали переделывать суда, неудачно построенные другими, менее опытными мастерами, а также достраивать корабли, заложенные другими кораблестроителями.

Работая в России, Ричард Броун постоянно поддерживал переписку со своими знакомыми английскими кораблестроителями, которые информировали его о всех новшествах в области кораблестроения, а также присылали ему копии чертежей судов новейшей конструкции. О содержании своей переписки Броун держал в курсе русского царя и передавал ему полученные чертежи с соответствующими комментариями и объяснениями. Петр очень ценил этот источник информации и принимал меры для внедрения всего прогрессивного в практику отечественного кораблестроения.

Способный инженер-кораблестроитель, Броун был плодовитым конструктором. По некоторым его чертежам строили корабли в разных адмиралтействах страны. Он проектировал даже транспортные и иные суда.

Поздняя деятельность кораблестроителя

Вершиной кораблестроительного творчества Ричарда Броуна была разработка проекта и постройка в 1732 году 110/114-пушечного корабля «Принцесса Анна», который тогда считался самым мощным и привлек внимание нескольких иностранных морских держав. Всего же за свою 35-летнюю службу в России Ричард Броун построил более тридцати судов.

Неутомимый изобретатель и рационализатор, Броун был инициатором многих нововведений и полезных начинаний в отечественном кораблестроении. Так, например, по его предложению стали применять предварительное осмоливание заранее заготовленных «членов» судового набора, а также досок обшивки специальными смолами. Это предохраняло дерево от гниения и появления трещин из-за излишней сырости или сухости, увеличивало срок службы корабля. По примеру Броуна многие отечественные кораблестроители стали покрывать толстым слоем гарпиуса внутреннюю обшивку судов и смолой наружную, что также способствовало обеспечению их долговечности.

Большой заслугой Броуна является то, что он первым внедрял в практику отечественного кораблестроения использование железных болтов вместо деревянных нагелей, применявшихся ранее для соединения между собой «членов» судового набора. Это сразу значительно увеличило прочность строившихся больших кораблей.

Критикуя французский метод спуска кораблей на воду на канатах как недостаточно надежный, Броун разработал собственный способ их спуска. Сущность его метода заключалась в комбинированном использовании жестких связей, заимствованных из английского способа спуска судна на воду, с канатами, которые применяли французские кораблестроители.

Ведая дефектованием и ремонтом кораблей и иных судов, Броун всегда проявлял себя рачительным хозяином. Он считал целесообразнее разламывать ветхие суда, чем тратить деньги на их ремонт, утверждая, что вместо двух отремонтированных и недолговечных ветхих дешевле построить одно новое судно.

Уже будучи обер-интендантом и ведая всем кораблестроением в масштабе Балтийского флота, Ричард Броун разработал проект крытого эллинга, со стапеля которого можно было спускать суда без применения традиционных спусковых салазок.

Скончался Ричард Броун в Санкт-Петербурге 21 сентября 1740 года в преклонном возрасте и был похоронен и Александро-Невской лавре. Он имел чин капитан-командора, полученный им в 1723 году и почти до последних дней жизни участвовал в непосредственной постройке кораблей.

Корабли, построенные Ричардом Броуном

  • Выборг (линейный корабль, 1710), 50 ор.
  • Рига (линейный корабль, 1710), 50 ор.
  • Святая Екатерина (линейный корабль, 1713), 60 ор.
  • Шлиссельбург (линейный корабль, 1714), 60 ор.
  • Святой Александр (линейный корабль, 1717), 70 ор.
  • Фридрихштадт (линейный корабль, 1720), 96 ор.
  • Святая Екатерина (линейный корабль, 1721), 66 ор.
  • Санкт-Михаил (линейный корабль, 1723), 54 ор.
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1725), 54 ор.
  • Рига (линейный корабль, 1729), 54 ор.
  • Выборг (линейный корабль, 1729), 54 ор.
  • Основание благополучия (линейный корабль, 1736), 66 ор.
  • Императрица Анна (линейный корабль, 1737), 114 ор.
Поделиться: