В соответствии с теорией Гриффина, изложенной в его первом труде, «Природа фашизма» (1991), фашизм представляет собой «род политической идеологии, мифическим ядром которого — в различных проявлениях — является палингенетическая форма ультранационализма». Другими словами, фашизм — это идеология, направленная на революционное обновление, «новорождение» (палингенез) нации, или расы, которая самими идеологами фашизма воспринимается как особый надличностный субъект истории, способный переживать как периоды упадка, обусловленного нарушением органической целостности нации, так и периоды восстановления или — в терминах данного подхода — периоды повторного рождения. В своей последней работе, «Модернизм и фашизм» (2007), Гриффин представил более развернутое определение фашизма как разновидности политического модернизма.
Будучи родом политической идеологии, фашизм может принимать различные формы в зависимости от конкретного национального контекста. Так, идеологии Национальной фашистской партии Бенито Муссолини, Национал-социалистической немецкой рабочей партии Адольфа Гитлера, румынской «Железной Гвардии» Корнелия Кодряну и некоторые другие являются разновидностями родового фашизма.
Подход Гриффина основан на учении Макса Вебера об «идеальных типах», теории Майкла Фридена о политических идеологиях и трудах таких исследователей фашизма как Джордж Мосс, Стенли Пейн и Эмилио Джентиле. Несмотря на критику со стороны отдельных представителей как либеральной, так и (нео-)марксистской школ изучения фашизма, книги и статьи Гриффина оказали значительное влияние на исследование самых различных крайне правых идеологий.
Работы Гриффина привлекались в процессе рассмотрения судебного дела «Русское национальное единство против Г. Туз и „Ставропольской правды“», и ссылки на них присутствуют в «Заключении политологической экспертизы», составленной сотрудниками Института социологии РАН по назначению Южно-Сахалинского городского суда по делу № 2-2077/98.