Популярные

Ротенфельд Юрий Александрович

советский украинский философ, доктор философских наук, профессор
Биография

Биография

После окончания механического факультета машиностроительного института работал слесарем, электриком, конструктором. Философией начал заниматься с 1980 г. В 1983—1991 г. защитил кандидатскую и докторскую диссертации (Кандидатская диссертация (1986) — «Проблема тождества и различия в научном познании», научный руководитель В. С. Готт, докторская диссертация (1991), консультант В. С. Готт — «Становление неклассической диалектики»). Работал в ряде ВУЗов. Член Российского Философского Общества (РФО). С 2005 г. место работы — Луганский национальный аграрный университет, профессор.

Участник украинской делегации в г. Стамбуле (Турция) в 2003 г. 10 — 17 августа 2003 г. в г. Стамбуле (Турция) состоялся XXI Всемирный философский конгресс «Философия лицом к глобальным проблемам», в рамках которого проходила научная и культурно-историческая акция «Философский пароход», посвященная 80-летию трагических событий, связанных с высылкой группы выдающихся российских философов за пределы страны.

Научные интересы

Что такое проблема конкретного тождества? См. также тождество. Тождество в философии — это полное совпадение свойств и сторон двух предметов при сравнении, то есть А=А. Самый простой пример — сравнивая два простых карандаша, приходишь к выводу, что эти объекты тождественны друг другу как по форме, и по длине, так и функционально (тождество А=А, полное совпадение всех сходных сторон). Сравнивая карандаш с ручкой, приходишь к выводу, что они различны (А не тожд. неА). Абстрактное тождество и абсолютное различие-две предельные точки гносеологии (теории познания), как ноль и бесконечность в математике. Однако понятно, что только тождества и различия недостаточно, чтобы описать структуру и взаимоотношение предметов окружающего мира. Карандаш и ручка не тождественны, но во многом подобны, несмотря на различие, они похожи по многим сходным признакам. Вот так и формируется проблема «неполного тождества» или конкретного тождества, лежащего между полным (абстрактным) тождеством и абсолютным различием. Как расщепить «конкретное тождество» на конкретные ступени, позволяющие устанавливать степени подобия между предметами, не зависимо от природы сравниваемых предметов? Как эти ступени выразить в виде философских понятий? Этот вопрос интересовал многих мыслителей, и именно он был предметом кандидатской диссертации по философии Юрия Ротенфельда. Успешное решение этого вопроса и позволило получить шкалу сравнительных понятий-интегральную парадигму познания-основу неклассической диалектики.

Философские и социальные взгляды

В области философских взглядов является сторонником светского гуманизма, выступает за гуманизацию общественных отношений, укрепление гуманистических начал в обществе. К оригинальным, на данный момент не имеющим широкого признания идеям следует отнести идею сервисизма-(от англ.service-услуги, служение)-социальная модель, созданная им на основе разработанной им же неклассической (негегелевской) диалектики. Заключается в том, что с течением времени, по мнению Ротенфельда, в человеческом обществе постепенно происходит снижение роли общественных отношений, основанных на принуждении человека человеком и повышение роли общественных отношений, основанных на взаимовознаграждаемом служении людей друг другу. Основной идеей является то, что жизнь человека в обществе-это не господство над другими людьми, не принуждение их прислуживать собственным интересам, а служение им и умение достигать своих целей через это служение, через удовлетворение потребностей других людей, не опускаясь до лести и прислужничества им. Таким образом, индивид и общество оказываются гармонично взаимосвязаны через отношения взаимовыгодного служения. Однако это происходит не автоматически, а на основе вполне реальных человеческих поступков-моральных или аморальных.

Характерной чертой модели Ротенфельда является динамика. Социальные изменения он уподобляет физическим процессам. Как в веществе происходит непрерывный обмен энергией между отдельными атомами, так в социуме идёт обмен-информацией, товарами, деньгами, стоимостями и др. Как вещество по мере нагрева проходит агрегатные состояния-твердое, жидкое, газообразное и плазма; причем состояние вещества в целом зависит от состояния отдельных атомов (характеризуется параметрами их энергии и колебаний), так и общество по мере развития общественной морали проходит четыре состояния-тираническое, крепостническое, либеральное и сервистическое, причем уровень общественной морали в целом связан с моральными поступками отдельного индивида.


Диалектика Ю. А. Ротенфельда (современная диалектика, неклассическая диалектика)

Реконструируя философию досократиков, выявляя у ряда философов общие структуры мышления (как ноты в музыке), стремясь преодолеть ограниченность марксистско-гегелевской диалектики, Ротенфельд Ю. А. создал оригинальную неклассическую диалектику. Основана на дифференциации конкретного тождества на конкретные различия, чего не смог сделать Гегель. Является конкретно-всеобщим способом мышления в противоположность гегелевскому абстрактно-всеобщему. Первоначально развивалась «в тени» марксистской диалектики, но затем выделилась в самостоятельное направление. В ходе её создания Юрий Ротенфельд защитил две диссертации-кандидатскую и докторскую (кандидатская диссертация — «Проблема тождества и различия в научном познании» (1986), руководитель В. С. Готт. Докторская диссертация, консультант В. С. Готт — «Становление неклассической диалектики» (1991).) В 80-е развивалась Готтом и Ротенфельдом как «философия физики», то есть диалектика использовалась для интерпретации результатов физики и др.точных и фундаментальных наук, к осмыслению результатов НТР 60-70-х. Ведущей исследовательской темой была проблема дифференциации понятия «конкретное тождество», лежащего между абстрактным тождеством и абстрактным различием, на бесконечное множество конкретных различий. Каждое из этих понятий представляет собой сравнительное понятие, отражающее целый пласт реальности — структурное многообразие материального, природного или социального мира, тот или иной процесс его самоорганизации. Такой подход позволил произвести реконструкцию досократовской философии и на этой основе выделить утраченное в прошлом направление в теории познания, а, кроме того, позволил перевести современную философию с абстрактно-всеобщих позиций, на конкретно-всеобщие, объективизировав, тем самым, философское знание, сделав его однозначным. Это привело к открытию, что категории диалектики проявляют себя в физическом мире как отношения симметрии, («тождество»-"зеркальная симметрия", «соотнесенное»-"симметрия трансляции", «различие»-"асимметрия" и др.). Описана во многих статьях и публикациях автора («Биржа под названием жизнь», «Различие между мышлением философов и мышлением ученых» и др.), книгах «Запечатанная книга» (3-тома), Политиздат «Неклассическая диалектика».

Сейчас вышла новая книга автора «Миссия Патриарха». Связывает существование многих современных глобальных проблем не с научно-техническим мышлением, как это принято считать, а с отставанием гуманитарного мышления, гуманитарной культуры, гуманитарных наук от научно-технической культуры и её мышления. Работы автора часто обращены к вопросу: почему научное мышление продуктивно, почему наука и техника создают все новые и новые машины, механизмы, технологии, а гуманитарное мышление из века в век топчется на месте, не понимания толком, что такое человек, что такое развитие человека, как он должен развиваться? Ответ видится Ротенфельду в ущербности абстрактного мышления гуманитариев. Их науки не используют разнообразный аппарат высоких абстракций, математических абстракций, который используют точные науки (http://www.servicism.lg.ua/b_rot_st25.htm).

Почему у точных наук лучше, чем у гуманитарных, разработан аппарат высоких абстракций? Потому что они сознательно и целенаправленно используют логическую операцию «сравнение», сравнивая различные стороны реальности между собой и вырабатывая критерии сравнения. Важную идею Ротенфельда можно выразить так:"Экспликация имплицитных интенций, имманентно присущих современному постмодерновому социуму, убедительно доказывает…доказывает, что философам не следовало заниматься экспликацией имплицитных интенций", а следует осваивать сравнительные понятия, члены бесконечного ряда между абстрактым тождеством и абсолютным различием. Каждое из них представляет собой-гносеологически-объективную парадигму взгляда на мир, как «треугольник», «квадрат» или «круг» геометров, а онтологически-как часть объективной реальности, выраженной в отношениях симметрии и противолежания. К чему ведет отсутствие в гуманитарных науках и философии сравнительных понятий и четких критериев сравнения? К тому, что целые пласты объективной действительности, доступные точным наукам для изучения, гуманитариям оказываются недоступны. Например, колебания и волны. Физика описывает «свет» и «звук» как волны, а для гуманитариев «социокультурные ритмы» — тёмный лес; они путаются даже в основополагающих определениях типа «человек», «общество». Экзотичные термины типа «имплицитно» (вместо «неотъемлемо»), малопонятная и размытая «интенция» (вместо четкого «вектор»-точных наук) не улучшают суть дела. В результате ситуация в самих гуманитарных науках, а затем и в обществе-это «полифония», разноголосица, субъективизм (см.также философия).

Философская диалектика, по Ротенфельду, это (как и всякое профессиональное занятие), умение просто говорить о сложном, а не сложно говорить о простом, как ошибочно полагают сейчас многие. Как музыка начинается не со сложных гармоний, а с нот, как математика начинается с простых чисел и четырех математических действий (+,-,/,*,затем сравнение-больше, меньше, равно), так и «мудрость» начинается со сравнения и различения противолежаний, лежащих на интервале между абстрактным тождеством и абсолютным различием. Противолежания, сравнительные понятия-это совокупность логических форм, отражающих структуру реальности.

Вопрос, который занимал древнегреческих философов, был предметом пристального внимания Канта, Гегеля, а теперь является предметом всех научных работ Юрия Ротенфельда-это континуальность и процессуальность бытия, его противоречивость и самодвижение. Релятивность, подвижность, текучесть мира, окружающего нас. Вопрос, который порой упускают из вида нынешние философы и мыслители-причем как те, что считают себя «свободными философами», так и те, что считаются идеологами какой-то «системы», как мыслители ортодоксально-религиозного характера, так и пропагандисты сект. На основе собственной диалектики Ю.Ротенфельдом разработаны оригинальные шкалы и модели исторических процессов, процессов гуманизации общества, по-новому осмыслены пути решения социальных и моральных проблем. Эти модели отличаются динамизмом, поскольку основаны на понятиях динамического континуума (пространства). Так, Ротенфельдом построена модель будущего постлиберального, сервистического общества (от англ. service-услуги, служение)-общества, в котором отношения между людьми построены на принципе взаимовознаграждаемого служения. Основой существования такого общества будет гуманистическая доктрина сервисизма, основная идея которой-это то, жизнь человека-это не господство над другими людьми, а служение им.

Категории диалектики Ротенфельда Ю.А.

Схема Гегеля:

Абстрактное тождество — Конкретное тождество (или тождество противоположностей) — Абсолютное Различие.

Юрий Ротенфельд расщепил "конкретное тождество" на конкретные различия. И выразил их в виде ряда философских категорий. Они и стали основой неклассической диалектики.

Схема Ротенфельда.

Первый ряд.

Абстрактное тождество <— Соотнесённое (меньшее в сравнении с большим) <...и т.д. ...<— Абсолютное Различие.

Второй ряд.

Абстрактное тождество <— Противоположное (середина между меньшим и большим) <...и т.д. ... <— Абсолютное Различие.

Основные работы

  • Ротенфельд Ю. А. Запечатанная книга. Кн 3. Виражи эволюции: Новая концепция открытого общества. — Луганск: Світлиця. 2001
  • Ротенфельд Ю. А. Миссия Патриарха: философские начала мудрости. С-Пб.: Европейский дом, 2008. С. 284. ISBN 978-5-8015-0233-5
  • Ротенфельд Ю. А. Неклассическая диалектика. — М: Луч, 1991.
  • Ротенфельд Ю. А. Секс и гендер: Сексуальный ресурс эволюции.- Луганск:Світлиця. 2001.
  • Неклассическая диалектика: конкретный подход к проблеме // ФН. 1992. № 1;
  • Ротенфельд Ю. А. Запечатанная книга: Кризис понимания. Кн. 1. Мессианский характер: Основы социокультурного анализа. — Луганск: Світлиця. 1999.
  • О рациональном понимании науки // Филос. и социологич. мысль. К., 1991. № 8;
  • Проблема тождества и различия в античной и современной философии // ФН. 1989. № 5;
  • Ротенфельд Ю. А. Запечатанная книга:Кризис понимания. Кн. 2. Философия, или тень мудрости: Альтернативный курс древней европейской философии. — Луганск:Світлиця. 1999.
Поделиться: