Популярные

Рубинштейн, Сусанна Яковлевна

советский психолог
Дата рождения:
1911-06-03
Дата смерти:
1990-02-18
Биография

Биография

Вклад в развитие отечественной психологии

С.Я. Рубинштейн разрабатывала проблемы восстановления трудоспособности после военных травм и ранений. Вместе с А.В.Запорожцем разрабатывает методику восстановительной трудотерапии при ранении верхних конечностей. С.Я. Рубинштейн проводит психологический анализ трудоспособности больных с различными мозговыми нарушениями. Ею показано, что больные даже со значительными поражениями головного мозга усваивали необходимые навыки приобретения новой профессии. Она отмечает, что у этих больных было адекватное отношение к труду; они правильно оценивали и предвидели, что приобретаемые ими знания пригодятся в последующей жизни. Совершенно иначе протекал процесс овладения навыками у больных с поражениями лобных долей мозга. С.Я. Рубинштейн показала, что этим больным было нетрудно усвоить отдельные приёмы работы, они овладевали легко техническими операциями; у них не отмечалась истощаемость, которая снижала работоспособность у других больных. Но именно эти больные оказались единственной группой больных, которые не получили нужных навыков. Анализируя причину неуспешных попыток обучения больных с поражениями лобных долей мозга, С.Я. Рубинштейн, показывает, что у этой группы больных не было стойкого отношения к продукту своей деятельности, не было критического отношения к себе. У больных не было внутренней коррекции своих действий. С.Я. Рубинштейн написала значимые работы по экспериментально-психологическому исследованию слуховых иллюзий и галлюцинаций при различных психических заболеваниях. С.Я. Рубинштейн отмечала, что в большинстве случаев невозможно установить непосредственную связь между галлюцинацией и объектом, что не говорит об отсутствии объекта. Связь между объектом и возникающим образом может быть сложно замаскирована или опосредована, она может представлять собой связь следового порядка, но положение, что первоначальной причиной всякого психического акта является внешнее раздражение, относится и к нарушенной деятельности анализатора. С.Я. Рубинштейн приходит к выводу, что одним из важных патогенетических условий формирования галлюцинаций является затруднённость прислушивания и распознавания звуков. На основе своих экспериментальных данных С.Я. Рубинштейн утверждает что, неправомерно определять галлюцинации как ложные восприятия, возникающие без наличия обусловливающих их раздражителей, во внешней или внутренней среде. Различные раздражители способны возбудить содержание через сложную цепь ассоциаций, промежуточные звенья которой могут ускользнуть. Связь образа с наличными раздражителями трудно поддаётся прослеживанию, она часто маскируется, но она существует. С.Я. Рубинштейн разработала много патопсихологических методик для исследования людей с разными психическими заболеваниями. С.Я. Рубинштейн занималась исследованиями в области психологии умственно отсталых детей. Ею написал классический учебник «Психология умственно отсталого школьника».

Труды

  • Рубинштейн С.Я. Экспертиза и восстановление трудоспособности после военных травм мозга//Невропатология военного времени.- М.,1946.
  • Рубинштейн С.Я. Экспериментальное исследования обманов слуха//Вопросы психологии.- М.,1970.
  • Рубинштейн С.Я. Исследования распада навыков и психических больных позднего возраста//Вопросы экспериментальной психологии.- М.,1965.
  • Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.- М.,1999
  • Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство.- М.,2007.
Поделиться: