Высшее образование получил в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии и Государственном Институте театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) в Москве.
Учился живописи в Ленинграде в мастерской П.Филонова.
Работал театральным режиссером, актером. Первые живописные работы датированы 1955 годом. Первые персональные выставки прошли в Киеве в 1990—1991 годах в Украинском доме, Историческом музее Украины, Доме Художника, в Москве и Будапеште, затем в Алма-Ате Сакена Гумарова принимают в Союз Художника, в г. Уральске появляется музей Сакена Гумарова. Настольной книгой, учебником художника была теория Л. Н. Гумилёва — «Этногенез и биосфера земли». Из этой книги был взят термин «аттрактивизм» для направления искусства, как принцип положений, позволяющий впоследствии описывать аттрактивизм только с некоторых точек зрения, так как нет в нём негативного мироощущения.
Сакен родился на Букеевщине в краю горячих песков и раскалённого воздуха на северо-западной окраине Казахстана. Этот край известен деятелями музыкальной культуры Казахстана. На земле древнего Букеевского ханства «жил великий дух предков — Аруах», которого изобразил художник. О своих работах художник писал так, "зыбучие и сыпучие пески несут в себе растворённый электрослед прошлых забытых цивилизаций. Забытых…? В художнике закодирована память предпрошлого. Материалы В.Григоркиной, журналистки из Уральска. «Эта тема проходит через его творчество и сближает его с исследованиями и поисками Льва Николаевича Гумилёва. Художник не буквально поддерживает открытия учёного. Он работает по теме этногенез и культура в цикле работ „Тюркское“. История взаимодействия общества, естественного и искусственного, достижения цивилизации и искусства интересуют его. Многие картины написаны с большим чувством юмора и иронии. Цикл работ „Бестиарии“, незаконченная серия „Гуси“ — философские размышления.
Он показывает „ритмы этнического поля“, летописи, мифы видимого и невидимого, демонстрируя тезис Гумилёва, что» в основе этнической диагностики лежит ощущение", живописным языком касается темы истинности и справедливости. Серии работ «Головы и фигуры», «Астральное», «Мыслиформы» решены в ощущении дискретности времени. В художественном творчестве более всего художник ценил оригинальность сюжета и композиции — «Свободу. Я ценю и добиваюсь свободы» — говорил он на открытии выставки в Москве. Красота, оттенки краски в его работах наделены привлекательностью и суггестивны. Все картины Сакена Гумарова способны структурировать пространство на расстоянии не менее 5 — 6 метров.
Пребывание в пространстве экспозиции художника в некоторой мере облагораживает среду и не исключено чувство дискомфорта для людей не разбирающихся в искусстве. Ритмы ощущений и ассоциаций, эмоциональное начало в работах свидетельствует о высоком уровне культуры автора, обусловленного национальной культурой.
Автор (цитаты из статей) Н.Клещевникова
В городе Уральске в 1995 году открыт музей Сакена Гумарова. Существует несколько каталогов работ художника в которых есть почти все картины Сакена Гумарова. В каталоге нет указаний где находятся картины, в целях безопасности не указаны частные собрания его работ.
Картины художника выставлены также в фойе Казахского драматического театра.
Текст составлен с использованием материала о казахском художнике Сакене Гумарове. Материал был подготовлен к дням Казахстана на Украине, где должна была быть персональная выставка этого художника (принадлежит к направлению искусства аттрактивизм.)
В начале 90-х 20 столетия в Киеве проходят последовательно три персональные выставки художника Сакена Гумарова (род. 3.02 1937 — умер январь, 1995): в Украинском доме (тогда музей В. И. Ленина), в Государственном историческом музее и Доме художника. Все выставки имели большой успех и сопровождались обсуждениями — это и истоки национального, и традиции современного искусства, авангардное мышление художника, не раз перечислялись направления и фамилии известных художников первой половины XX века. Художник получил образование в Ленинграде, где по вопросам истории искусства и искусствоведения одно из самых лучших в мире информативное образование. Только надо сейчас вспомнить хотя бы конспект лекций Бориса. Виппера и ныне здравствующего А Г. .Костеневича, который работает в Эрмитаже и многих других учёных и заслуженных преподавателей. Сакена Гумарова интересовало всё , что проходило в Киеве . В это время была интересная выставка «Наивное искусство Украины»(«примитивизм»), Сакена привлекало творчество Ел. Мироновой. Он вспоминал, что думали об этом направлении французы и их идеолог поэт Аполлинер .(На выставке Сакена экспонировались работы под названием «Бестиарии». Художник знал работы фовиста Рауля Дюфи ). Часто зачитывал Сакен Гумаров цитаты из книги Василия Кандинского «О духовном в Искусстве» (впервые эта книга была опубликована на немецком языке в 1911 году). «Дух искусства…может быть познан только чувством»,- писал В.Кандинский: «Путь туда пролагает талант художника», « есть принцип целесообразности затрагивания человеческой души». Сакен был образованным человеком и имел редкую на то время эрудицию по вопросам знания художественных направлений в изобразительном искусстве, отдавал предпочтение творчеству отдельных художников и интересовался наукой.
Любимой книгой его была «Этногенез и биосфера земли» Л. Н. Гумилёва. Размышления художника и идеи совпадали с мыслями учёного, и нашли место в картинах — рассказах о древних этносах в циклах «Тюркское», «Память предпрошлого», «Гуси» и других. Особое внимание в обсуждениях с организаторами будущих его выставок, (выставка «Мыслиформы» должна была в скором времени состояться в Вильнюсе на соционическом семинаре, который проводила создатель науки Соционика Аушра Аугустинавичуте (среди организаторов В.Тацяк, Сауле Лесауските), а затем выставка должна была пройти в Государственном музее, тогда ещё Свердловске.) внимание было обращено на главу в «Этногенезе…»- «Пассионарность и сфера сознания». В этой главе Лев Николаевич Гумилёв вводит термин «attractio» от латинского слова и понятие « аттрактивность», учёный добавляет, что впрочем «природа аттрактивности неясна пока». Так возникла предпосылка к возникновению термина, как направления в искусстве — аттрактивизм . В дальнейшем все выставки художников и в первую очередь Сакена Гумарова стали причисляться к направлению «аттрактивизм» .Выставки часто насилии исследовательский характер — дополнялась и становилась более полной концепция направления и добавился «аттракт», как понятие (Н,Клещевникова, Ев. Литровник). Впервые слова аттрактивист, аттрактивизм прозвучали в значение близком к понятиям Л. Н. Гумелёва в оценке творчества художника в России в Москве на открытие выставки Сакена Нажметдиновича Гумарова в культурном центре на Волхонке, в выступлении автора этой статьи в 1991году. (В печати терминология освещалась на .англ. яз. в (Kyev-post), «New art concept attracts», 2001, а на протяжении последних 8 лет термин в широко используется в искусствоведении).На открытии этой московской (1991) выставки искусствоведы и гости сравнивали творчество художника с Василием Кандинским и упоминали о «Голубом всаднике»(объединение художников возникшее в 1911 году, и показавшее свои работы в 1912 году на выставке в галерее «Буря» в Мюнхине .Один из руководителей В. Кандинский, он выпускал альманах «Голубой всадник».Эти художники разделяли принципы экспрессионизма, но отличались друг от друга по характеру творчества и мировоззрению.)В выступлении ях подчеркивалось некоторое различие (присутствие чувства особого юмора и некоторых фовистких чёрточках в формальном содержании картин). Эта выставка Гумарова существенно отличалась в содержании от киевских, была выдержанна в культурных традициях национального.
Сравнения Сакена в выступлениях с В.Кандинским (1866—1944) заставляли вспомнить замечательные слова Франка Марка о «Голубом всаднике» и искусстве: « Мы противопоставляем великим столетиям своё Нет… Нет мы не сможем прервать методичный ход развития науки, триумфальный „прогресс“.» Эти слова написаны в марте 1914 года. Художники этого направления не ставили задачу адекватного отражения средствами искусства явлений и предметов действительности и не искали в жизни ярких фактов. В аттрактивизме и в творчестве Сакена есть яркие факты и яркие образы жизни, отсутствует бунтарство, другая гамма чувств и настроений даже в передаче « триумфа прогресса». Но в статье Ф.Марке есть и другие слова "Идём к насмешливому удивлению наших современников, по боковой дороге, которая ещё едва кажется дорогой и утверждаем: это и есть столбовая дорога… Мы боремся за чистые мысли, за мир, в котором смогут думаться и высказываться чистые мысли (сравнение — Л. Н. Гумилёв 1979 г — у людей имеются стремления, влечение к истине, красоте, справедливости и соответствие морали, этики), чтобы «чистые мысли высказанные не становились нечистыми.» -,1914 год, слова из статьи альманаха « Голубой всадник»,Мюнхин художника Франка Марка, далее писал -, «Мы знаем, что всё может быть разрушено, если зачатки духовных ростков не будут ограждены от жадности и нечистоты…». Автор материала, который Вы сейчас читаете, не ставит своей задачей искусствоведческий анализ творчества этих художников или казахского художника Сакена Гумарова, не берёт на себя смелость сопоставлять его творчество с такими художниками и их некоторыми картинами — Э. Нольде."Его предки"; В. Кандинский. «Голубой всадник».1903; Ф.Марке «Ландшафт с лошадью», «Голубая лашадь»; Э.Кирхнер «Девушка с подсолнухами»; графикой Рауля Дюфи к стихам Аполленара «Бестиарии» или Пауля Клее «Ковёр воспоминаний». Но в связи с аттрактивизмом и выше сказанным напоминаю ещё об одном большом художнике — графике, на то время непризнанным А. И. Шульдиженко- Стахов (1922—1988). Раньше выставок Сакена Гумарова в 1990 году в Киеве состоялась первая выставка Стахова «Браво художник» на Дни Лондона в Киеве. Кинофильм О Шульдиженко- Стахове начинался со слов о причастности художественных идей Стахова к «Голубому всаднику», а исследование истоков творчества художника, его графическое наследие позволили причислить его к направлению аттрактивизм. Сакен Гумаров был знаком с работами Стахова, говорил о новаторстве манеры термина «зрительный шум». В 1993 году прошла в Киеве первая совместная выставка работ художников этого направления в Киевском Политехническом институте. И по сей день продолжается знакомство с идеями «АТТРАКТИВИЗМА».
На семинаре в Вильнюсе картины Сакена были убедительны. Аушра сразу сказала, что это Дон Кихот (означает- интуитивный, логический экстраверт), то есть новатор. Сакен слушал доклады и сообщения, одобрял комментарии Аушры и тезисы её выступлений, гулял по Вильнюсу, нравилось. Соционика в Вильнюсе — занималась вопросами коммуникации — определение интеллектуального начала человека и отношением между людьми в обществе.
Поэтому «Мыслиформы» Сакена Гумарова попадали в « большой текст» семинара. В Киеве соционикой занимались многие. Игорь Онуфриенко проводил занятия в Доме учёных и доме Пропаганды (по профессии программист, защитил кандидатскую, работал в институте кибернетики им. Глушкова) После вильнюсского семинара мы организовали курсы в Музее В. И. Ленина (далее Украинский дом). Вел их Игорь (в Доме Учителя также проходили занятия по Соционике, существуют по сей день. Здесь некоторые направления исследований Аушра критиковала. Образовался институт, Соционики, который проводит семинары. Евгений Литровник не раз выступал на семинаре по теме аттрактивизм, рассказывая о С. Гумарове- вопрос «ритмов» в передаче информации, опубликовано). И.Онуфриенко читал лекции, проводил тестирование, но вскоре он эмигрировал в Германию. Н.Клещевникова проводила практические занятия по теме: Восприятие искусства и интертипные отношения в соционических рамках. Занятия проходили на выставках и обязательно пространстве экспозиций С.Гумарова. Творческое начало, "оригинальное отображение актуального благоприятно действовало, особенно на тех у кого этическое начало было в природе личности. Возвращаясь домой после занятий, человек начинал писать стихи, чувствовал гармонию в мироздании. Рискну показать свои картинки по теме.
Как картины С. М. Гумарова попали из Уральска в Киев — при содействии двух дилеров- искусствоведов Т. Ржанковской («Палитра» Москва, Киев).и Н.. Кривуцы (Союз художников УССР). В Украинском доме была выставка- продажа, несколько работ купили, Сакен всегда охотно дарил свои картины. Однажды на выставке одна из посетительниц оказалась внучкой легендарного Миклухи Маклая, Сакен снял картину, которая ей понравилась и подарил. Его поступки всегда были от сердца.
После окончания первой выставки художника в Киеве (договор на выставку с Н. Кривуцей и музеем) дилера не оказалось в Киеве и пришлось молодёжному центру выручать художника, Н.Клещевникова (Н.К)взяла на себя ответственность и при содействии Татьяны Ржанковской картины были переданы на хранение в До художника до следующей выставки. Выставку в Государственном историческом музее Украины проводил отдел выставок (Наталия Владимировна Писаревская, сейчас директор музея КПИ). В 2000 году в Киев приезжала дочь Сакена Акмарал и внучка. Они фотографировали работы отца в Музеях и у частных лиц для каталога В 2000 году, «Начало века -Сакена в Киеве» организовала небольшую выставку Н. К. в галерее «Лада», напротив кинотеатра «Украина» находилась тогда при содействии Л. Мирошниченко. Они забрали остаток картин в Казахстан, которые хранила 17 лет Н. К. Я сделал цикл работ шуток под названием «Метафизические» Одна из них- что делали метафизические в то время?
Комментарии(известный почти во всём мире венгерский социолог искусства) «С пустым желудком и головой?», но это не так, а Сакен бы ответил.
— Виталий, (В.Тацяк) ты философ? За Сакеном Гумаровым продолжаешь «мысли и формы»? — Не Знаю, давно было. Но это МЫСЛИФОРМЫ. Впервые в такой форме их в искусстве и с таким названием преподнес Сакен Нажметдиновича. Эта серия в 1990 году было написана в Литве, в Паланге. Все, видя картины, улыбались.
— 13 картин по теме «Мыслиформы» сразу отнесли к «аттрактивизму», в них очаровательный юмор. Много ли в живописи незлобного юмора, чисто живописных, без литературы (Н. К.)
— «Кундалини» тоже оттуда?
— Да (В.Т) Среде моих «метафизических» есть и такие, которые прогуливаются в саду миниатюр «Бабур — наме», эпохи тимуридов, их династия 300 лет господствовала в Индии. (с 16 века). Рукописи хранятся в Лондоне и Нью-Дели. Так. ..С моей стороны была шутка, а Сакен решил, что мир искусства и исследования полёта мысли не имеют границ. А на первой выставке Сакена в Киеве, организаторы назвали «Кундалини» — «Кундамини». Весело?!
— Мысли формы это один из «аттрактов» С. Гумарова (Н.К)
— Аттракт — вкусовая сборка (Ев. Литровник). Когда у нас появился «аттракт», было время «аттракторов». «Аттракт» рассматривается как вкусовая призма духовного освоения действительности, разворачиваемая во времени «бренная ценность».
— Что это такое? Похоже из инженерии, компьютерных «примочек» в языке.
— Нет, придумали учёные: физики, математики, это область исследований, объединённых как бы случайностей, грубо говоря, это об аттракторах.
— А аттракты и аттрактивизм, сказано так в «руссике» , об отличии в исследованиях: Аттрактивизм акцентирует события, происходящие в аттрактах в этико-интуитивных текстах противопоставляя их «странным аттракторам» 90-х г., обсуждаемым в философско-математической среде, принадлежащей логико-интуитивной парадигме мышления и описания.
— Как это понимать «в этико-интуитивных текстах», парадигме?
— Наталия Павловна (Н. К.) попробовала написать в такой конструкции о Музыке, концерте «Продиджей» — , с их «примочками». И создала Аттракт Н. Краснова, архитектор известный прежде всего Ливадийским дворцом (1910). Это «Освобождение кариатид из плена», Интервью с Романом , Предложение Антона
— Всё, что писал Сакен для той молодёжи, было в новинку. Сейчас и киевские художники, и искусствоведы почти не знают о Сакене Гумарове, ведь всё наследие его в Казахстане. На дни Казахстана на Украине не состоялась его персональная выставка — Покажите, пожалуйста «Энергию с голубым ангелом».