Популярные
На фото Сергей Олегович Кузнецов

Сергей Олегович Кузнецов

российский историк и искусствовед, исследователь рода Строгановых
Дата рождения:
1960-12-07
Биография

Научная деятельность

В 1981—1987 учился на кафедре русского и зарубежного искусства искусства исторического факультета Ленинградского государственного университета. Научным руководителем первых работ был И. Д. Чечот. В В 1984—1987 совмещал учёбу с работой в отделе живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея и участвовал в подготовке юбилейной выставки произведений Д. Г. Левицкого.

Творчество Левицкого стало первой большой темой исследований, результатом которых явились: дипломная работа «Официальные заказы в творчестве Д. Г. Левицкого. Их художественные принципы и идеологическая направленность» (1987), диссертация на соискание учёного звания кандидата искусствоведения «Портретные ансамбли Д. Г. Левицкого. Проблемы методики изучения живописи XVIII века» (1990) и книга «Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа» (1996). Предложил оригинальную концепцию деятельности живописца как совокупности портретных ансамблей, связанной с так называемой «системой единицы» немецкого мистика Карла Эккарстхаузена.

В 1990-1991 входил в группу по изучению Михайловского замка, наметив путь дальнейшего исследования в небольшой статье.

Изучал творчество И. Ф. Хруцкого, А. П. Брюллова , В. Гесте и А. А. Менеласа.

Автор более 70 статей для Grove Dictionary of Art (1996).

В 1990-е-2000-е писал рецензии на художественные выставки в Санкт-Петербурге для журналов «Итоги» и «Арт-хроника», газет «Российская культура» и «Время новостей».

Истории различных аспектов истории рода Строгановых и их многочисленных владений — вторая большая тема исследований. С 1991 возглавляет сектор по изучению истории Строгановского дворца — филиала Государственного Русского музея.

Внёс вклад в исследование творчества двух важнейших архитекторов здания, Ф. Б. Растрелли и А. Н. Воронихина и других мастеров, — в частности, И. Ф. Колодина, К. И. Росси. С 1996 участвовал в организации выставки художественного наследия Строгановых, которая в 2000—2003 проходила в США (дважды), Франции, Голландии и России. Автор вступительной статьи к каталогу, опубликованному на русском, английском, французском и голландском языках.

К открытию первых залов Строгановского дворца после почти семидесятилетнего перерыва приурочил издание "Новейшего путеводителя по Строгановскому дворцу". Тогда же был подготовлен сценарий фильма о строгановском Петербурге (Строгановы в Петербурге — ГТРК «5 канал», 1995 г. Режиссёр Н. Дементьева).

На рубеже XX и XXI веков в книге «Дворцы Строгановых» (1998) и в ряде статей для журнала «Наше наследие» (2001—2002) впервые представил художественный мир династии в Санкт-Петербурге, включая Строгановскую дачу и имение Марьино, а также подмосковное имение Братцево. Имение Марьино, хозяйственная деятельность его владелицы графини C.В. Строгановой, коллекционерская и алхимическая деятельность графа А. С. Строганова далее изучались более углубленно.

Две большие монографии содержат анализ деятельности Строгановых в период расцвета дворянской культуры. Книга «Пусть Франция…» (2003) представляет род с 1722 по 1771 (рецензии Д. О. Швидковского в журнале «Искусствознание» за 2005, № 1,в в журнале "Артхроника" и в журнале "Адреса Петербурга ). Издание «Не хуже Томона» (2006) охватывает 1771—1817 в истории Строгановых. Была включена газетой «Время новостей» в число лучших российских книг по искусству за 2007 . Несколько статей посвятил изучению художественного мира графа C. Г. Строганова и его сына графа П. С. Строганова. Сделал вклад в создание научной биографии графа С. А. Строганова и изучение его имения Волышово.

В 2008 защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук по теме «Государственная и меценатская деятельность рода Строгоновых в имперский период». Одновременно была издана книга "Дома и дворцы Строгоновых...", целью которой было изложить в краткой и доступной форме историю владений семьи в имперский период (переиздание книги 1998) .

С 1998 преподает в Санкт-Петербургском государственном университете, профессор.

Награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».

Труды

Монографии

  • Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу / Сост. С. Кузнецов. — СПб.: Б. С. К., 1995. — 77 с. — ISBN 5-88925-001-9
  • Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. — СПб., 1996.
  • Дворцы Строгановых. — СПб.: ООО «Алмаз», 1998. — 160 с.
  • Пусть Франция поучит нас «танцовать». Создание Строгоновского дворца в Петербурге и своеобразие придворной культуры России в первой половине XVIII века. — СПб., 2003. — 512 c. — ISBN 5-303-001090-1
  • Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгоновых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика Санкт-Петербурга. — СПБ.: Нестор, 2006—447 с — ISBN 5-303-00293-4
  • Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории. — М-СПб: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008. — 319 с — ISBN 978-5-9524-3471-4

Основные статьи

  • Живописец Иван Хруцкий: проблема интерпретации творчества "среднего художника" XIX в. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 4: Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Л., 1990. С.82-99.

Польский вариант: Malarz Jan Chrucki. Portret XIX-wiecznego 'artysty srednego'// Biuletyn historii sztuki. R. LX: 1998. nr.1-2. S.49-67.

  • Диалог Франческо Растрелли и Андрея Воронихина в истории Строгановского дворца // в кн.: Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. СПб., 1995 и в кн.: Архитектура мира. Материалы конференции “Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры”. Ред.-сост. Н. Смолина. М., 1996. С. 44-51.
  • Центр петербургского мира (О плане создания Михайловского замка) // Архитектура мира. Материалы конференции “Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры”. Ред.-сост. Н. Смолина. М., 1996. C.63-66.
  • «Мы можем сделать состояние через готические стекла. Неудача дела Брюлловых» // «Новый мир искусства». 1998. № 3. С.20-21
  • Адам Менелас на российской земле. Возможные пути интерпретации творчества архитектора императора Николая I // Философский век. Альманах 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. Отв. ред. выпуска. М. Ф. Хартанович, М. И. Микешин. СПб., 1998. C.211-229.
  • А family chronicle // Stroganoff: the palace and collections of a russian noble family. General editor Penelope Hunter-Stiebel. New-York, 2000. pp. 21–46.

Пер на франц.: Une chronique familiale // Les Stroganoff. Paris, 2002. P.22-45. Пер. на голланд.: Een familiekroniek // Die rijkdom van Stroganoff. Amsterdam, 2002. P.3-46. Русский вариант: Через искусство к святости. Строгоновы в XIX-XX веках // Строгановы. Меценаты и коллекционеры. Каталог выставки. СПб., 2003. С.11-49

  • «Сочинить хорошенький кабинет». Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. 2001. № 2. С.66-71
  • Строгоновские fond’s d’or. Живопись XIV-XV веков в собраниях Сергея Григорьевича Строгонова и его сыновей – Павла и Григория // Судьбы музейных коллекций. Материалы VII Царскосельской научной конференции. Орг. ком. И. К. Ботт и др. СПб., 2001. C.246-272.
  • «В ожидании колоссального дела" [об архитекторе А. П. Брюллове] // Русская галерея. 2001. № 1. С.52-55.
  • Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома // Реликвия. 2005. № 4. С.44-49.
  • Сергей и Ольга Строгоновы. Перипетии жизни аристократических жителей села Волышово. 3. Судьба строгоновского художественного наследия. 4. С берега Шелони на берег Москва-реки. Приложение. «Мое любимое место было Васильевское …». Фрагмент из воспоминаний князя Г. А. Щербатова «Моя жизнь» (пер. и комм. С. О Кузнецова). // Краеведческие чтения «Порхов-Холомки». Материалы научной конференции 20-21 декабря 2002 г. Сост. Л. Т. Васильева. Псков, 2003. С.159-213. Др. вар. пер. мемуаров: Кн. Г. А Щербатов. Из воспоминаний. Фрагменты неоконченной книги. Пер. с англ. и комм. // Щербатово. Православный историко-литературный альманах. Вып. 7. М., 2005. С.25-34.
  • Роскошная ошибка. История приобретения графом А.С. Строгоновым римского саркофага // «Золотой осьмнадцатый …». Русское искусство XVIII в. в современном отечественном искусствознании. Сб. статей. Под ред. Т.В. Ильиной и др. СПб., 2006.C.144-154.
  • Новые сведения о работах графини Строгоновой по переустройству лесного хозяйства в имении «Марьино» // Известия Санкт-Петербургской Лесотехнической академии. Вып. 177. СПб., 2006. С.207-225.
  • «Порядочных собак очень мало». Охотничьи интересы Сергея и Ольги Строгоновых в течение 1880-1890-х гг.// Краеведческие чтения. Порхов-Холомки. Материалы науч. конф. Псков, 2006. С.78-112.
  • Вклад представителей рода Строгоновых и Д.В. Григоровича в реформирование Общества поощрения художников в 1860-1870-е гг. // Известия Санкт-Петербургской Лесотехнической академии. Вып. 178. СПб., 2006. С.300–317.
  • Граф П.С. Строгонов – рисовальщик, коллекционер и меценат. Опыт краткой биографии // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Вып. 4(44).Тамбов, 2006. С. 423–426.
  • «Считаю патриотическим долгом продолжать производство снарядов». Граф С.А. Строгонов как гражданин и промышленник в период Первой мировой войны // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета. Вып.6 –3. СПб., 2006. С.170–174.
  • Дом Строгановых на рубеже эпох. Памятная записка Н.К. Либина. 1918 г. // Исторический архив. 2007. № 1. С. 120–128.
  • Возвращение на Каму: опыт научной биографии графа С. Г. Строганова // Камский путь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции ("Строгановские чтения" - III. Часть 2. Усолье, Соликамск, 2009. C.4-17.
  • Строгановский дом: архитектурная история [Ч.1. Барокко] // Архитектурное наследство 52. М., 2010. С.191-212.
  • Строгановский дом: архитектурная история [Ч.2. Классицизм]// Архитектурное наследство 53. М., 2010. С.130-157.
Поделиться: