Окончил Ростовский государственный университет (1971). Доктор философских наук, кандидат психологических наук, с 1996 г. профессор. Expert-s_36_22.jpg
«Историческую психологию можно определить как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей. Историческое время есть связь между прошлым, настоящим и будущим человечества. Исторически можно изучать не только то, что минуло, но и современность, а также грядущее. Историческая психология в широком значении слова — подход, помещающий психику и личность в связь времен. Прием этот общепринят в социально-гуманитарном знании, которое только и делает, что наблюдает за человеком в реке перемен. Историческая психология в специальном (узком) понимании возникает из стремления подвести под эти наблюдения единый метод, отделить научные выводы от художественного вымысла и дилетантства. Читатель исторических романов хочет знать, какими люди прошлого были „на самом деле“. Человеко-веды разных профилей, которые высказывают мысли о ментальностях, но не имеют возможности их проверить, тоже хотели бы открыть источник надежных фактов о психологии разных эпох. Историческая психология вынуждена соизмерять надежды и пожелания своих донаторов. На ее пути немалые трудности.»
Методологический и концептуальный аппарат исторической психологии упирается своими корнями в историографию XIX века, герменевтику, школу «Анналов», феноменологию, гуманитарную «интерпретирующую» (в противовес объяснительной, естественнонаучной) традицию психологии, имеет отдаленные связи с марксизмом и теорией развития Выготского-Лурии.
Одновременно вбирая в свою эмпирическую и методологическую орбиту более старые традиции, историческая психология, в её российском варианте, ищет контакта с культурологией, философией, этнологией, фольклористикой, испытывает на себе влияние персонализма, гуманистически-экзистенцальной традиции, а также структурализма, психоанализа и прочих современных гуманитарных направлений.
В. А. Шкуратов первым произвёл обзор и синтез зарубежной исторической психологии в диссертации «Проблема синтеза культурологии и психологии в исторической психологии». Из этого исследования вырастает классификация психолого-исторических исследований (см. подр. в кн. «Психика. Культура. История»), например, интерпретацизм (Хейзинга), гипотетико-иллюстративный тип (Леви-Брюль), гипотетико-эмпирический тип (Де Моз и психоистория США), «структуралисткая антитеза исторической психологии» (Барт, Леви-Стросс, Фуко) и прочие типы (Вернан, историки школы Анналов, Коул, Скрибнер, Дюмезиль, Делюмо). Хотя, понятие ментальности как категория психологического вопроса к истории встречается уже в начале XX века (Леви-Брюль, англосаксонская историография), а первая попытка исследования коллективной психологии приходится на 1859 год («Журнал этнической психологии и языкознания» Лацаруса и Штейнталя), однако, детально методологический и концептуальный аппарат исследования психики во времени был разработан именно Шкуратовым (см. Искусство экономной смерти, Историческая психология 2-е изд., Проблемы исторической психологии).
Шкуратов предлагает свой поход к понятию ментальности, осмысливая ее как собственно человеческую интенциональность культурных артефактов. В докультурной психике и непсихологической культуре ментальность отсутствует. Хотя, для исследования такого типа желателен период большой длительности (300, 400, 500 лет), однако, для современности, например, характерно увеличение как количества артефактов, так и ускорение личностной изменчивости человека (подробнее см. Бродель, Тоффлер, Гуревич). У Шкуратова впервые мы сталкиваемся с разделением дописьменной, письменной и постписьменной ментальности. Для обозначения ценностного статуса текстуальной ткани гуманитарного знания им был введён термин «бельсайнтистика», для констатации раздробленности тела человека в культурной среде — антропоморфная матрица культуры (см. подробнее Историческая психология 1997 г). Термины наррадигма и видеодигма (письменная и видеоментальности) изобретены по аналоги с куновским (см. также Кун Структура научных революций, работы Дж. Брунера) парадигма, как специфические для социально-гуманитарного процесса. В область его интересов входит также критический анализ массовой культуры, ему принадлежат понятия «видеоментальность», «видеодигма», «новый креационизм», «гиперсобытие» (Искусство экономной смерти, 2006, От Манхэттэна до Норд Оста).