Уроженец Остзейского края, высшее образование получил в Гейдельбергском и Йенском университетах.
В 1789 г. он был назначен преподавателем кадетского корпуса в Санкт-Петербурге; в 1796 г. избран членом СПб. Академии наук; позже был её вице-президентом.
В 1799 г. Шторх назначен был учителем великих княжон; позднее на него было возложено преподавание курса политической экономии великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. На основе своих лекций он составил широко признанный современниками учебник политэкономии (1815).
Совместно с Ф. П. Аделунгом составил «Систематическое обозрение литературы в России … с 1801 по 1806 гг.» (ч. 1—2, 1810—11), которое положило начало русской книжной статистике.
Член 21 академии и научного общества.
Лекции, читанные Шторхом великим князьям, послужили основанием для крупнейшего труда Шторха, напечатанного на французском языке под заглавием: «Cours d' ?conomie politique ou exposition des principes qui d?terminent la prosp?rit? des nations» (Б. и Галле, 1815; Pay издал в 1819 г. книгу Шторха на немецком языке со своими приложениями; в 1823 г. Ж. Б. Сэй перепечатал курс Шторха, снабдив его критическими примечаниями).
Считаясь в первой четверти XIX в. одним из лучших учебников по политической экономии, курс Шторха имеет особое значение в истории экономической литературы в России. Хорошо знакомый с хозяйственным и общественным строем России, как это видно из других, ниже указываемых его работ, Шторх часто иллюстрирует свои теоретические воззрения примерами из русской жизни. Он резко осуждает крепостное право, в котором видит главную причину отсталости России; в неприкрашенном виде представлены темные порядки тогдашней русской юстиции и отмечены расточительность и задолженность наших вельмож. Книга Шторха не могла по цензурным условиям появиться в русском переводе.
Следуя, главным образом, Адаму Смиту, Шторх пользуется также трудами Гарнье, Ж. Б. Сэй, Сисмонди, Тюрго, Бентама. Несмотря на то что многие страницы его курса представляют заимствование из сочинений названных авторов, автору нельзя отказать в оригинальной разработке некоторых экономических доктрин (например, учения о ценности, которая, по его мнению, создается полезностью, и учения о «невещественных» благах), а равно в самостоятельной и искусной критике многих положений Адама Смита.
Согласно Адаму Смиту, Шторх отрицательно относится к меркантилизму и является сторонником свободы торговли. В то же время Шторх отмечает относительное историческое значение различных направлений экономической политики. По мнению Шторха, каждой ступени хозяйственного развития соответствует наиболее выгодный род деятельности; в примитивном строе всего выгоднее сельское хозяйство; по мере развития хозяйственного быта выгоды от сельского хозяйства медленнее прогрессируют, чем прибыли в других сферах деятельности, и сельское хозяйство начинает отставать от быстро растущих торговли и промышленности, причем торговля развивается раньше, чем обрабатывающая промышленность. Вполне расходится Шторх с Адамом Смитом в определении производительного труда. По учению Шторха, блага делятся на вещественные и невещественные; совокупность первых составляет национальное богатство (фр. richesse nationale), совокупность вторых — национальную цивилизацию (фр. civilisation nationale); и те, и другие вместе составляют национальное благосостояние (фр. prosp?rit? nationale). Невещественные блага делятся на главные — здоровье, знание, ремесленная ловкость, вкус, нравственность религиозность — и вспомогательные — безопасность и досуг. Шторх полагает, что главные невещественные блага также могут быть накопляемы и обращаемы, как и вещественные блага; отсюда следует, что труд создающих невещественные блага — например, учителей, врачей, чиновников — следует считать в такой же степени производительным, как и труд земледельца и фабричного рабочего. Если, по Смиту, все, кто занимаются так называемыми услугами, живет за счет труда земледельцев и промышленных рабочих, то с одинаковым основанием, по мнению Ш., можно сказать, что земледельцы и промышленные рабочие живут за счет тех, кто создает им безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье. Правильно отличая народный доход от частного, Шторх относит в состав народного дохода и продукты духовного труда. Сохраняя деление первичного и производного частного дохода, Шторх считает производным доходом лишь такой, который приобретается безвозмездно или неправомерно, как, например, доход, получаемый путем дарения, милостыни, обмана, воровства; в основании первичного же дохода лежит труд физический или умственный. По вопросу о бережливости, как источнике накопления богатства, Ш. отмечает некоторую односторонность Ад. Смита, рекомендующего всевозможную бережливость с целью обращения чистого народного дохода на производительные отрасли труда; по Ш., богатство заключается не в сокращении потребностей, а в возможности удовлетворения наибольшего их числа; сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности; с умножением потребностей растет и производительность труда.
Другие труды:
Семь детей, из них наиболее известен: