Биография
Семья
- Отец — Шулятиков, Михаил Иванович (1845—1893),
- Мать Александра Кузьминична (девичья фамилия не установлена).
- Сестры: Анна (по мужу Распутина) дважды была заключена в Петропавловской крепости (1897 и 1908 гг.) прототип «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева.
- Младшая сестра Ольга (по мужу Кравцова).Муж её Василий Платонович Кравцов - художник, преподаватель в Первой Московской гимназии. Учитель рисования Бухарин, Николай Ивановича.
- Дети — Игорь (1902—1982); Георгий (1905-1987); Нина (1907—1997); Борис (1911—1996)
Гимназия — университет
В Москве Шулятиков с 1882 года. Учился и окончил 1-ю Московскую гимназию с серебряной медалью (1882—1892). В 1892 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1894 году вместе с В. М. Фриче, А. А. Курсинским, К. А. Хлебовским и П. С. Коганом организовал «кружок любителей западноевропейской литературы». О роли Шулятикова можно судить по словам Фриче в «Автобиографии»: «Вынесенное из стен московского университета царившее в особенности на историко-филологическом факультете характерное для 80-х гг. аполитичное настроение изживалось лишь постепенно, однако к концу 90-х гг. шёл определенно на путях к марксизму, чему был обязан в значительной степени учившемуся вместе со мной и состоявшему членом нашего студенческого литературного кружка В. М. Шулятикову, уже причастному в то время к социал-демократическому движению».
Деятельность в РСДРП
1898 г. Окончил Московский Университет. С 1890-х гг. — участник социал-демократического движения. В период 1896-98 годов имеются его статьи в журнале «Театрал» и газете «Русские ведомасти». С 1900 сотрудник газеты «Курьер» вместе с Фриче В.М и Коганом П. С. В 1902—1903 гг. — член Московского комитета РСДРП. В 1902 году арестован и выслан в Тверь, затем в Сумский Посад, Онегу, Архангельск. В 1903—1905 гг. член Архангельского комитета РСДРП, с 1903 г. — большевик.
Москва 1905—1912
- C октября 1905 года вернулся в Москву из Архангельска и вошёл в литературно-лекторскую группу при МК РСДРП. Организатор и сотрудник газет — журналов «Борьба» (1905, 1907) «Светоч» (1906), «Рабочее знамя» (1908), «Вестник труда», «Рабочее дело», «Пролетарий» (1909), «Голос жизни», «Наш путь». (1910), «Наше время» (1911). Член Московского и Областного бюро Центрального промышленного района РСДРП в 1908—1909 годов. Делегат «1-го съезда Фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности» с мандатом от общества рабочих текстильного производства проходившем в Москве с 1 по 6 апреля 1909 года. Входил в бюро рабочей группы съезда. Делегат от Московского Областного бюро на совещании "Расширенной редакции газеты «Пролетарий» проходившем в Париже 8—17 (21—30) июня 1909. В 1909—1912 годах председатель следственной комиссии по провокаторским делам при московском комитете - МК РСДРП. Последний раз Шулятиков был арестован в 1910 г. Умер от рака желудка в Солдатеннковской больнице после операции. Похоронен на Ваганьковском кладбище, 4 участок . В 1913 году рядом был похоронен Чарушников, Александр Петрович, дядя Шулятикова, первый издатель книг М. Горького. (Москва).
Пенсия семье покойного Шулятикова 1921 год
- По ходатайству министра юстиции Курский, Дмитрий Иванович. семье Шулятикова назначена персональная пенсия. Решение Малого Совнаркома подписано В.И.Лениным
Оправдание капитализма в западноевропейской философии (от Декарта до Э. Маха)
Пометки В. И. Ленина на книге В. М. Шулятикова были впервые опубликованы в 1937 году М. Д. Каммари в журнале «Пролетарская революция (журнал)» № 8.
- Историк русской философии Яковенко, Борис Валентинович, выделяя в ортодоксальном марксизме начала ХХ в. два течения — эмпириокритицистское (Богданов, Александр Александрович, Базаров, Владимир Александрович, и др.) и «старое учение», ставил Шулятикова в один ряд с В. И. Лениным и Аксельрод, Любовь Исааковна. Шулятиков известен как сторонник вульгарно-социологического подхода к философским системам и категориям (кн. 1908). С его точкой зрения не соглашался В. И. Ленин (См. ПСС, т. 29, с. 474). Шулятиков не отвергал, однако, полностью значения индивидуализирующего подхода в историко-философской науке, но настаивал на приоритетности социально-генетического анализа, не оставлявшей, в конечном счёте, места всем другим подходам. И в демонстрации тех результатов, к которым мог бы вести такой анализ, он видел смысл своего выступления. Шулятиков писал:
Придерживаться такого взгляда, считал Шулятиков, значит допускать наивную ошибку. Если придерживаться марксизма, то нужно произвести переоценку всех философских систем прошлого. Мы обнаружим в них и в философских категориях («дух», «материя», «субстанция», «вещь в себе») социологическое основание.
Считал всякую идеологию скрытой апологией господствующего класса, заведомой ложью, прячущей прямой и ближайший экономический интерес. Так, все философские системы от Декарта до Маха Шулятиков представлял как теоретическое обоснование торгашеских выгод разложившихся слоев буржуазии. Антитезу «дух-материя» Шулятиков выводит из социального антагонизма и объясняет апологетическими устремлениями «руководителей». Непосредственно связывал философские системы с формами организации производства:
Наличие материалистических философских систем не устраивает верховенства «организующей воли», но связывается лишь с более «тёмными» категориями, например, «силой». Среди «материальных частиц» Т. Гоббса, соединяющихся согласно имманентным законам, «дух» выделяется как «тонкое» тело, тело высшего ранга. В тот период английская буржуазия закладывала фундамент крупнокапиталистического хозяйства; требовалось соединить на одном предприятии рабочих разной квалификации и разных профессий. Шулятников пишет:
Подобный социально-генетический анализ Шулятиков давал концепциям Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля, Маха, Авенариуса, Вунда и др.
Необходимо, считал Шулятиков, последовательно поводить тезис марксизма: всякая идеология, как вообще всякое явление в жизни человеческого общества, должна объясняться из условий производства (а не распределения или обмена).
Для марксизма «науки» об «организаторах» и организуемой «массе» существовать не может. «И потому он, без малейших оговорок, должен отвергнуть её» (там же).
Шулятиков отрицательно относился к самостоятельности не только философии, но и наук, литературы. Задачи литературной критики Шулятиков видел в том, чтобы раскрыть для читателя классово-экономические мотивы поведения героя и замысла писателя, дать социологическую оценку его творчества.
Сочинения
- Оправдание капитализма в западноевропейской философии От Декарта до Э.Маха, Шулятиков В.М. Серия: Из наследия мировой философской мысли социальная философия/ Изд 2. Год: 2012 Страниц: 152 Издательство: Из наследия мировой философской мысли социальная философия ISBN 978-5-397-02463-1
- Избранные литературно-критические статьи. М.-Л., 1929.
- кн.: В.Шулятиков и А. Луначарски. Съвременните руски писатели. (на болгарском языке) Горна Оряховица, 1905.
- Висенте БЛАСКО ИБАНЬЕС.Вторжение. Издательство «Прогресс» 1911 г.
- Висенте БЛАСКО ИБАНЬЕС.Гетера Сонника. Издательство «Прогресс» 1911 г.
- Альфред Иеремиас. Вавилонские элементы в новом завете. 1912
- Джон Митчел. Организованный труд. Его проблемы, задачи, идеалы, настоящее и будущее американских рабочих. Полный перевод с английского подлинника. Издание Т-ва Бр. А. и И. Гранат и Ко, М, 1907 г
- Оливетти А. О. Проблемы современного социализма / А. О. Оливетти; Пер. с итал. Г. К.(Кирдецова -прим.ВШ) под ред. В. М. Шулятникова.- М.: Изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1908.- 233 с.
- ШОУ Джордж Бернард.Т. 1. Справочник разрушителя.- Цезарь и Клеопатра (перевод Шулятикова В. М.). С отзывом Л. Н. Толстого о Шоу. 1910. 271 с,Полное собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 1-9. М., «Современные проблемы», 1910—1911.
- Хосе Мария Вальдо Эчегарай-и-Эйсагирре. Мариана. -ж. Театрал.1896
- Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. (Овечий источник.) Пьеса в трех действиях. Пер. с исп.
- Два благородных родственника (спорный вопрос Шекспировской критики) 1896 ??№ 86 — с.72-77 № 88 — с.46-51
- «Дон Кихот», В. Сарду. Театр г. Корша.// «Театрал». — 1895. — N 48.
- Хосе Мария Вальдо Эчегарай-и-Эйсагирре. Мариана. -ж. Театрал.1896
- Ещё об итогах съезда фабрично-заводских врачей (письмо участника съезда). Пролетарий. №46, 11 июля 1909.