10 мая 1879 года в Полтаве, в весьма многодетной семье извозчика родился еще один мальчик – Симон. По тем временам ребенку из бедной семьи дорога в обучение была практически закрыта, и единственный шанс, да и то для очень талантливых детей, представляла духовная семинария. Правда, занятия в семинарии шли только на русском языке, а национальная украинская литература практически не рассматривалась. Семинаристы с целью позлить учителей часто разговаривали между собой на украинском языке и читали «Кобзарь» Шевченко, что почти всегда влекло за собой наказание. Именно в семинарии Симон Петлюра и познакомился с народнической и марксистской литературой.
В двадцать лет он вступает в РУП (Революционная Украинская Партия). Эта партия провозглашала весьма странную смесь националистических и социалистических лозунгов. До сих пор не совсем ясно, что любил больше Симон Петлюра – «революцию в себе» или «себя в революции», но для большинства молодых людей, связавших себя с различными политическими партиями, это был всего лишь метод выделиться из общей толпы и придать самому себе личную значимость. Неплохо играя на скрипке, Симон к тому же являлся руководителем семинарского музыкального кружка. Именно с его подачи семинаристы разучили кантату «Бьют пороги» М. Лысенко – украинского известного композитора. Вскоре сам композитор посетил Полтаву и был приглашен Петлюрой послушать кантату в исполнении оркестра семинаристов. Понятно, что подобное действие вызвало недовольство руководства семинарии, и Симон Петлюра получил выговор, причем ответил на него столь дерзко, что был исключен из учебного заведения.
Петлюра быстро нашел себе новое занятие, уехав в Екатеринодар, где был взят ассистентом к академику Щербине, как раз в это время занимавшемуся историей кубанского казачества. Но помогал академику он недолго, так как был вскоре арестован за попытку создания филиала партии РУП, назвав его «Черноморска Вильна Громада». Хлопоты академика привели к освобождению Петлюры на поруки, и он быстро уехал в Киев. Здесь началось литературное сотрудничество молодого политика с журналами «Рада» и «Громадьска Думка». Бойкое перо привело Симона уже в 1905 году в столицу России – на пост редактора ежемесячника «Вильна Украина». В то же время Петлюре приходилось подрабатывать на должности бухгалтера в «Транспортном товариществе». Но сырой климат Петербурга не подошел Симону, и он отправился в Москву, где занялся редактурой газеты «Украинская жизнь». Здесь же Симон женился, и вскоре у него родилась дочь Леся.
Началась Первая мировая война, и все националистические общества и газеты были закрыты. Петлюра принялся атаковать инстанции прошениями об открытии «Украинской жизни», апеллируя к тому, что защищают Россию не только русские, но и украинцы. Однако делал он это, конечно же, не оттого, что являлся российским патриотом, – просто Симон выбрал меньшее политическое зло, что помогло ему не отправиться на передовую, а сначала служить в околовоенной организации «Союз городов и земств», а после того как грянула февральская революция 1917 года, стать во главе Украинского фронтового комитета.
Весной 1917 года Петлюра уже в Киеве и активно занимается пропагандой отделения самостийной Украины от разваливающейся империи. Как только большевиками было разогнано Петроградское Учредительное собрание, Центральная Рада провозглашает полную и безоговорочную независимость Украины. Брестский мир фактически помог Петлюре, который был уже военным министром, заключить сепаратный договор с Германией, четко направленный на борьбу с большевизмом. Десять дивизий вольных казаков и гайдамаков практически становятся частью Австро-германской армии, хотя и подчиняются Петлюре. В этих подразделениях вводятся цвета формы и полузабытые звания – «кошевой атаман», «куренной атаман» и прочие, там поют старинные казацкие песни и живут памятью о былом. Сам Петлюра не был силен ни в военных делах, ни в логическом ведении дискуссий, но все признавали тот факт, что нет лучшего оратора на митинге, где требуется не объяснить и доказать, а «зажечь сердца» слушателей яркими лозунгами и повести толпу на штурм чего угодно.
Увы, Симону Петлюре не повезло – немцы больше поверили в силу гетмана Скоропадского, и Петлюре пришлось совершить резкий маневр для повышения собственного рейтинга: обещать крестьянам земли помещиков, а рабочим – заводы и фабрики. Фактически, это были большевистские лозунги. Подобные маневры с одной стороны зарекомендовали Петлюру как смелого и патриотичного радетеля о народном благе, а с другой – выставили антигерманским деятелем. Все это выдвинуло Симона на пост главнокомандующего свежеиспеченной Директории. Недолго думая, Симон Петлюра объявляет себя собирателем земель Великой Украины, должной простираться «от моря до моря». Петлюра решил включить в украинские земли не только Дон и Кубань, но также Бессарабию и даже Курск с Воронежем. Начинается оголтелая пропаганда первенства «украинских хлопцев» над остальными народами. Официально вышли рекомендации жениться казакам и другим «правильным хлопцам» только на женщинах своей среды, дабы спасти «казацкую нацию» от вырождения и проникновения в нее евреев и большевиков. Было запрещено не только преподавание русского языка, но и разговорная речь на нем, а армию в спешном порядке очищали от «неукраинцев». На фоне всех этих «очистительных национальных преобразований» Петлюра совершенно спокойно использовал для подавления народных выступлений польский и чехословацкий корпуса, а также обратился к Антанте за военной помощью против коммунистов. Хотя и тут его ждала ловушка – к примеру, Франция соглашалась оказать Украине любую помощь, но лишь на условиях превращения страны во французский протекторат.
К 1919 году превратились в обыденность гонения на евреев и русских. И тех, и других расстреливали без суда и следствия, навешивая любые ярлыки, – по классовому, идеологическому и национальному признакам. К примеру, евреев обвиняли в том, что они продали и распяли Христа и не являются православными, а православных русских ставили к стенке за то, что они продались «еврейскому режиму московитов» и просто до кучи... Интересно, что до всех этих событий Петлюра очень хорошо относился к евреям, а в семинарии даже слыл их защитником, за что был прозван «еврейским батьком».
Пьедестал Верховного Атамана, на который забрался Петлюра, был непомерно высок, а спуститься с него можно было только путем падения. На территории Украины фактически бились шесть армий: Антанта, Белая Армия, Красная Армия, поляки, махновцы и петлюровцы. Между этими воителями постоянно заключались договора, создавались военные блоки и столь же быстро распадались, а бывшие союзники наносили друг другу удары в спину. Так же и солдаты метались из лагеря в лагерь, нигде не находя покоя и дисциплины. Столица Украины, Киев, вообще запуталась в понимании, какая власть сегодня в городе, – пять раз Киев занимали различные войска. Однако Петлюра столь запятнал себя этническими чистками, что даже генерал Деникин, остро нуждающийся в поддержке, отказался от сотрудничества с ним. Тем более «синежупанники», как прозвали петлюровские войска, были столь плохо организованы и отличались такой вольницей, что вся армия держалась только на авторитете Верховного Атамана и возможности спокойно пограбить население. Со временем стало ясно, что так называемая «армия» Петлюры больше сваливается к откровенным грабежам и не помышляет о политических завоеваниях.
Чувствуя, что власть ускользает из рук, Петлюра вновь использовал проверенную карту, заявив, что именно евреи и их пособники не только разрушают самостийность Украины, но и разъедают как ржа душу каждого, кто контактирует с ними. С одной стороны подобный подход оправдал грабежи населения (кто там разберет – еврея грабишь или нет…), а с другой – евреи были так запуганы, что боялись бандитов-петлюровцев больше любых других солдат. Дошло до того, что евреи восприняли немецкую оккупацию 1918 года как благо, освободившее их от непрерывного ужаса. Эти события сыграли с евреями злую шутку и в 1941 году – многие из них не спешили отправляться в эвакуацию, просто не веря, что столь приличная германская нация могла переродиться всего за двадцать лет.
После столкновения с регулярными частями Красной Армии бандитствующие подразделения Петлюры потерпели сокрушительное поражение, и их атаману пришлось при плохой игре создавать приличествующую мину. К примеру, Петлюра без тени сомнения заявил, что главным итогом его деятельности выступает принуждение Европы признать существование самостоятельного государства Украина. В то же время он отправился в Варшаву, что очень напоминало поездку древнерусских князей в расположение Золотой Орды, – ведь поехал Петлюра к полякам для подтверждения своего звания Верховного правителя Украины. За это подтверждение Украина достаточно богато заплатила: Западная Волынь, Восточная Галиция и часть Полесья отошли к полякам, а в правительстве Украины появилась новая должность – фактически надсмотрщика от Польши. В Украину вводятся польские войска – так называемые «белополяки», а «синежупанники» превращаются в обычные бандформирования.
Удары Красной Армии выкинули и тех, и других с территории Украины, но неугомонный Петлюра ухитряется войти в контакт с румынским руководством, побрататься с Савинковым и заручиться поддержкой генштаба Польши. В своих «наступательных операциях» Петлюра использовал настроения украинских крестьян, которых пугали реквизиции продуктов и насильный угон в армию. У Советской России ушло очень много сил и времени на ликвидацию бандитских соединений Петлюры. Лишь в самом конце 1921 года бригада Котовского окончательно выдавила Петлюру вместе с его «синежупанниками» за пределы страны. Новая экономическая политика (НЭП), объявленная большевистским правительством, несколько успокоила крестьян, что выбило у Петлюры последний козырь в попытках руководить из-за кордона бандитскими группами.
Симон Петлюра, понимая, что на него могут объявить охоту, даже за границей меняет имя и начинает называться Степаном Могилой. Из Венгрии он перебирается в Австрию, затем в Германию, откуда переезжает в Париж – Мекку российской эмиграции. В столице Франции он пытается объединить украинских эмигрантов вокруг своего националистического еженедельника «Тризуб». Новое детище Петлюры практически не употребляет такие слова, как «еврей», «погром», зато широко использует понятия «жидовская политика», «жид» и тому подобные.
Умные люди из среды эмигрантов указывали на ошибки Петлюры, говоря, что он имеет психологию мелкого лавочника. По их мнению, Петлюра так и не смог подняться до высот государственника, а, создав себе определенный имидж, фактически послужил катализатором не образованию Великой Украины, а ее уничтожению, вместе с тем похоронив и веру в объединение украинского народа.
Совсем не исключен факт, что Симон Петлюра стал бы сотрудничать с немцами во время Второй мировой войны, но дожить до тех кровавых событий ему было не суждено. 25 мая 1926 года, в послеобеденное время, когда на парижских улицах очень мало публики, Петлюра остановился у витрины одного из книжных магазинов. О чем думал он, разглядывая обложки, мы не узнаем никогда, но минуты эти стали последними в его жизни. Сзади к Петлюре подошел мужчина, назвал по имени, и экс-Атаман Украины обернулся – тут же получив пулю в грудь. Его убийца стрелял из нагана до тех пор, пока в барабане не осталось ни одного патрона. Фактически сразу стрелявший был задержан полицейским и никакого сопротивления властям не оказал.
Через некоторое время над убийцей Симона Петлюры состоялся суд. Выяснилось, что стрелявший – украинский еврей Самуил Шварцбад – потерял всю семью (пятнадцать родственников) во время погромов, инициированных Петлюрой. Попытки французского суда найти «след руки Москвы и НКВД» успехом не увенчались, а присяжные заседатели единогласно и полностью оправдали подсудимого мстителя.