Основным источником наших сведений о Солоне служит «Афинская полития» Аристотеля, а также поздние жизнеописания Солона, составленные Плутархом и Диогеном Лаэртским.
Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, он в молодости занялся заморской торговлей. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с эвпатридами (афинской знатью), хотя сам принадлежал к их числу.
В конце VII века до н. э. Афины воевали с Мегарами из-за острова Саламин. Владевшие островом мегарцы мешали морской торговле Афин, в том числе подвозу хлеба в Аттику. Афиняне захватили Саламин, но не смогли его удержать. Затянувшаяся война не приносила выгоды богатым землевладельцам, у которых было достаточно хлеба со своих полей. Они решили покончить с военными действиями и издали закон, запрещавший под страхом смерти поднимать в народном собрании вопрос о войне за Саламин.
Тогда Солон стал во главе афинских ремесленников, матросов и торговцев — всех тех для кого возможность морской торговли и предотвращение повышения цен на хлеб были крайне важны. Чтобы обойти закон, Солон притворился сумасшедшим, надел на голову шапочку (что предписывалось тогда больным), выбежал вприпрыжку на агору, занял место оратора и стал декламировать свои стихи собравшейся толпе народа. Он призывал:
На Саламин поспешите, сразимся за остров желанный,
Этим с себя и с Афин тяжкий мы снимем позор!
Народ, воодушевленный Солоном, заставил отменить закон, запрещавший вспоминать о Саламине. Войну возобновили, а во главе войска поставили Солона. Под его руководством афиняне сумели овладеть Саламином. О том, как была одержана победа, Плутарх рассказывает ряд легенд.
Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.
Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе "стряхивание бремени".
Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.
Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.
Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.
Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.
После проведения реформ Солон на 10 лет уехал из Афин. Как сообщает Плутарх, сначала Солон приехал в Египет и жил в дельте Нила, встречаясь со жрецами, от которых узнал легенду об Атлантиде. Потом он переехал на Кипр к Филокипру, царю города Эпея. Затем Солон по приглашению лидийского царя Крёза побывал в его столице Сардах. Затем Солон вернулся в Афины.
Через 32 года после принятия законов Солона в Афинах установилась тирания Писистрата. Тиран поставил себя выше закона, но отменить Солоновы порядки не решился. После воцарения Писистрата Солон удалился на чужбину, не желая подчиняться тирану. Писистрат, бывший друг и родственник Солона, приветливо звал его домой, и великий мудрец в конце концов помирился с ним и даже издали давал ему мудрые советы, но жить остался на острове Кипре. После изгнания Писистратова семейства афиняне сохранили большинство солоновых законов. Они почитали Солона как основателя афинской демократии.
Солон — один из первых аттических поэтов, писавший элегии и ямбы.