Популярные

Стёпин, Вячеслав Семёнович

российский и белорусский философ и организатор науки
Биография

Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) (1956), аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). В конце 1960-х годов — активный участник семинаров Московского методологического кружка, в 1960—70-х годах — соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске.

Доктор философских наук (1976), профессор (1979), заведующий кафедрой философии БГУ (1981—87), директор Института истории естествознания и техники (Москва, 1987—88), член-корреспондент АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР, с 1992 - Институт философии РАН (1988 - 2006), академик РАН (1994). Иностранный член Национальной академии наук Беларуси (1995), почётный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ, 1992), заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета Московского Государственного университета. Научный руководитель Института философии с 2006.

Президент Российского философского общества.

Философия

Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 1960—80 годах критиковал позитивизм, пост- и неопозитивизм. В 1970—80-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий. Универсалии (категории) культуры функционируют:

Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.

Сочинения

  • Природа научного познания. — Минск, 1979
  • Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации (в соавт.). — М., 1994
  • Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). — М., 2000
  • Философское познание в динамике культуры. // Человек в системе наук. — М., 1989
  • Современный позитивизм и частные науки. — Минск, 1963
  • Философская антропология и философия науки. — М., 1992
  • Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития. // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. — М., 1998
  • Философия науки и техники. — М., 1995
  • Становление научной теории. — Минск, 1976
  • Философия науки и техники (в соавт. Гороховым В. Г., Розовым М. А.). — М., 1996
  • Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации. — М., 1999
  • Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006
Поделиться: