Родилась в Осаке в семье скупщика металлолома. Высшее образование получила в Осакском женском университете (филологический факультет, отделение английского языка). Дебютировала в студенческие годы со сборником стихов «Ответная любезность» (??, 1957, премия H), изданию которых способствовал видный поэт Тодзабуро Оно. После непродолжительной работы преподавателем средней школы в 1960 году переехала в Токио. В 1964-1966 годах жила в США, в том числе около десяти месяцев — в центре Манхэттэна. После возвращения в Японию перешла от поэзии к прозе (полное собрание её стихотворений было опубликована в 1967 году). Как прозаик дебютировала с повестью «И люди стоят напротив холмов» (??????????, 1971), зарекомендовав себя как одарённый рассказчик и стилист. Произведение, история двух поколений осакской семьи,?охарактеризовалось меткостью образов и нетривиальным использованием диалогов. Повесть отличалась не только мастерским владением слова, но и обращённостью автора к коренным вопросам человеческого существования: её герои, столкнувшись, с неоднозначностью и сложностью жизненных ситуаций, понимают, что не сомневаются лишь в существовании трёх «китов», на которых строится их «я»: рождение, еда и смерть.
Леймотив многих произведений писательницы — поиск смысла жизни рядовыми людьми-анонимами современного общества, которые в силу своего социального положения не могут в качестве выхода при решении этого вопроса воспользоваться какими бы то ни было интеллектуальными построениями-игрушками, а вынуждены сталкиваться с жизнью напрямую, через её повседневный опыт. Будучи интеллектуалом, Томиока тем не менее занимает здесь подчёркнуто анти-интеллектуальную позицию, подрывая традицию интерпретации культуры, ставшую расхожей, начиная с эры Мэйдзи, согласно которой общественное устройство предстаёт иерархией с творческой интеллигенцией во главе. Вразрез с этим каноном Томиока пытается дать голос тем самым анонимам, представлениями которых и определяется жизненный уклад современности. В качестве адекватного такому замыслу технического приёма Томиока обращается к манере повествования близкой к драматургии бунраку, в отличие от последней, однако, акцентируя абсурдность человеческого существования: жизнь дана и только поэтому должна быть как-то прожита, других смыслов у неё быть не может.
В серии работ крупной формы, написанных Томиокой в 1980-е годы, на первый план вышли героини-женщины в поисках нового типа семьи и человеческих отношений: некоторые из них экспериментируют с созданием женских общин, другие пытаются создавать семьи, основанные на принципах альтернативных половым отношениям и кровным узам. Все они так или иначе несут на себе шрамы психологической травмы, вызванной кризисом традиционной и современной нуклеарной семьи. Поиск новых отношений у Томиоки зачастую рисуется комично и гротескно, символизируя тупик, в который зашли женщины в эпоху пост-феминизма, когда преодоление нуклеарной семьи в надежде на обретение собственной идентичности в качестве свободных женщин привело к псевдо-свободе, на деле обернувшейся экзистенциальной тревогой, страхом одиночества и смерти.