Популярные

Таманян Александр Иванович

советский армянский архитектор, представитель неоклассического направления
Дата рождения:
1878-03-16
Дата смерти:
1936-02-20
Биография

Биография

Родился 4 (16) марта 1878 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар), в семье банковского служащего. В 1896 году окончил Кубанское Александровское реальное училище, через два года поступил на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил в 1904 году. По словам сестры Таманяна и его друга Евгения Шретера, уже в годы обучения в Академии Таманян, просматривая чертежи и фотографии древних памятников, говорил о желании работать на исторической родине.

Первые работы Таманяна были выполнены в духе неоклассического направления, популярного в те годы. Первая работа, принесшая А. И. Таманяну профессиональное признание — реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге. Примерами его ранних работ могут быть особняк В. П. Кочубея в Царском селе (1911—1912), дом князя С. Щербатова на Новинском бульваре в Москве (1911—1913), совместный с другими архитекторами проект Города-сада для служащих железной дороги, включая туберкулезный санаторий и железобетонный мостик на станции Прозоровская (ныне Кратово) под Москвой (1913—1923); центральное депо Казанской железной дороги в Люберцах, 1916. Интерес также представляет начатый по поручению Н. Я. Марра проект музея в Ани. Хотя он и не был осуществлён, Таманян получил возможность ознакомиться с шедеврами армянского зодчества.

В 1914 году Таманян был удостоен звания академика, в 1917 году избран председателем Совета Академии художеств на правах вице-президента и Председателем Совета по делам искусств. В 1923 году он переехал в Ереван, где возглавил начавшееся в республике строительство. Таманян был главным инженером местного Совнаркома и членом ЦИК-а Армянской ССР (1925—1936). Таманян разработал генеральные планы ряда армянских городов и поселков, в том числе, Ленинакана (современный Гюмри) (1925), Нор-Баязета (современный Гавар) (1927) и Ахта-Ахпара (1927), Эчмиадзина (1927—1928) и др. Таманян создал первый генеральный план современного Еревана, который был одобрен в 1924 году.

Стиль Таманяна способствовал преобразованию маленького провинциального города в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр. Неоклассицизм определял творчество архитектора, однако в то же время были выполнены в национальном духе (традиционная декоративная резьба по камню и др.). Среди наиболее знаменитых творений зодчего в Ереване можно выделить гидроэлектростанцию (ЕРГЭС-1, 1926), Дом оперы и балета имени А. А. Спендиарова (1926—1953), Дом правительства АрмССР (1926—1941) и др. Таманян также сыграл ведущую роль в развитии и восстановлении исторических ландшафтов, председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении.

А. И. Таманян умер 20 февраля 1936 года. Похоронен в Ереване в Пнатеоне парка имени Комитаса.

Семья

Таманян был женат на Камилле Эдвардс, представительнице рода Бенуа, их оба сына Георгий и Юлий Таманян также стали известными архитекторами, продолжателями дела их гениального отца. Внук Таманяна — Александр Таманян-младший (ум. в 2006) был известным учёным, активным участником Карабахского движения, состоял в группе «Маапартнер». В начале 2000-х в центре Еревана им был открыт архитектурный музей А. И. Таманяна, директором которого он стал.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1942 — посмертно) — за архитектурный проект Дома правительства Армянской ССР (1926—1941)
  • народный архитектор Армянской ССР (1924)

Учитывая большой вклад Александра Таманяна в культуру родного народа, его портрет был помещён на купюру достоинством 500 драм.

Дом правительства АрмССР

Вначале была спроектирована (1926—1928 гг.) и построена северо-западная часть современной постройки, в качестве отдельного здания Народного комиссариата по земельным вопросам, строительство которого было завершено в 1929 году.

В 1932—1936 годах для строительства на том же месте был спроектирован занимающий территорию целого квартала комплекс Дома правительства, в который должно было гармонично вписаться и здание Народного комиссариата по земельным вопросам. Согласно этому проекту, в центральной части здания, имеющего форму неправильного пятиугольника, во внутреннем дворе, предполагалось строительство более высокого корпуса цилиндрической формы, который выполнял бы роль фойе, соединяющего отдельные части комплекса. В градостроительном плане он вместе с Народным домом (зданием Оперного театра) должен был стать стержневым доминантом проектируемого Северного проспекта. Однако в 1941 году строительство было приостановлено и проекты центральной и восточной частей комплекса не были осуществлены.

Строительство Дома правительства в 1952 году завершил сын автора — архитектор Геворг Таманян со своим новым проектом — уже без возвышающегося центрального корпуса, с добавленным в восточной части большим залом заседаний.

Дом правительства является первым зданием, построенным на центральной овальной площади, предусмотренной генеральным планом Александра Таманяна в 1924 году, тем самым став ориентиром, определившим собой высоту, горизонтальные ответвления, масштаб, ритм и стилистические особенности зданий, построенных здесь в дальнейшем.

Замысел проекта здания в практическом плане прост: по двум сторонам основных центральных коридоров — удобно расположенные кабинеты, гармонично скомпонованные с большим и малым залами заседаний, фойе и лестничными клетками. Фасады выполнены по-разному, в соответствии со своей градостроительной ролью и окружающей застройкой. Расположенный по касательной к площади главный фасад выполнен в ритме пяти арок, опирающихся на монументальные колонны, над которыми поясом простирается открытый балкон. На северной стороне он примыкает к башне, увенчанной прямоугольной ротондой. На улицах, примыкающих к площади, фасады оформлены проще и сдержанней, однако это различие не предполагает противопоставления. Благодаря постепенным и плавным угловым переходам все здание воспринимается как единый и гармоничный архитектурный замысел. В декоративных разработках автор творчески использовал элементы средневековой армянской архитектуры (Текор, Двин) и монументальной скульптуры.

Здание построено из розового фельзитового туфа, на базальтовом основании.

Источники

  • Армянской Советская Энциклопедия, том 1, 1974 Ереван
Поделиться: