Популярные
На фото Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова

Лиознова
Категория:
Дата рождения:
1924-07-20
Биография

Биография

Родилась в Москве 20 июля 1924 года в семье Моисея (Михаила) Александровича и Иды Израилевны Лиозновых.

Отец Татьяны Лиозновой, по профессии инженер-экономист, в начале войны записался в народное ополчение и в 1941 году погиб.

После школы Татьяна Лиознова поступила в Московский авиационный институт, но проучилась там всего один семестр, а затем поступила во ВГИК (1943) на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, где впервые обучались вместе будущие режиссёры и актёры. По окончании пробного семестра педагоги собирались её отчислить, решив, что небольшого жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно для профессии режиссёра. Однако Татьяна Михайловна смогла их переубедить, показав свои учебные работы.

В качестве курсовой во ВГИКе Татьяна Лиознова поставила «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Присутствовавший на спектакле Александр Фадеев, увидев исполнявшую главную роль Инну Макарову, сказал Герасимову: «Вот вам и Любка Шевцова». Поставленный Лиозновой танец Кармен вошёл впоследствии в фильм «Молодая гвардия» как танец Любки.

Ещё на третьем курсе стала помощницей Герасимова как при постановке спектакля по роману Фадеева в Театре киноактёра, так и в съёмках фильма, где она была режиссёром-практикантом по работе с актёрами.

В 1949 году Лиознова окончила режиссёрский факультет ВГИКа, получив диплом с отличием. Её распределили на киностудию им. М. Горького, но тут же уволили. Некоторое время работала ассистентом режиссёра у своего учителя Герасимова, Бориса Бунеева, была вторым режиссёром в дебютном фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955).

В 1952 году поставила совместно с Герасимовым и сокурсником Самсоном Самсоновым спектакль «Седая девушка» по пьесе Хэ Цзинчи и Дин Ни в Театре имени Вахтангова. Увлёкшись дальневосточной культурой, совместно с другим сокурсником Владимиром Беляевым Лиознова написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе; в спектакле играл ещё малоизвестный тогда Ролан Быков.

В 1958 году сняла по сценарию Сергея Герасимова и Татьяны Макаровой свой первый фильм «Память сердца» (Макарова сыграла там главную женскую роль), в 1961-м — «Евдокию» по повести Веры Пановой. В 1963-м вышел фильм о погибших лётчиках-испытателях «Им покоряется небо». Он получил главный приз «Золотое крыло» на Международном фестивале во французском городе Давиле.

В 1965 году Лиознова сняла фильм «Рано утром» (снова по повести Пановой). Началось многолетнее сотрудничество с оператором-постановщиком Петром Катаевым. В 1967-м вышли до сих пор любимые многими лирические «Три тополя на Плющихе». Через год этот фильм получил первую премию на Международном фестивале в Аргентине с мотивировкой: «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».

В 1973 году Лиознова закончила почти трёхлетнюю работу над 12-серийным телефильмом «Семнадцать мгновений весны» (по роману Юлиана Семёнова). Вопреки существующему мнению фильм не получил Государственной премии СССР. Госпремии нет ни у Лиозновой, ни у Семёнова, а исполнитель роли Штирлица Вячеслав Тихонов получил её раньше. Премию фильму заменила многолетняя и непрекращающаяся популярность. Его уже почти сорок лет часто показывают по ТВ. Отмечалось, что лучшие фильмы Лиозновой не стареют; они интересны и пожилым людям, и молодёжи.

После «Семнадцати мгновений весны» Лиознова шесть лет не снимала фильмы, углубившись в педагогическую работу. Раньше она обучала студентов ВГИКа в мастерской Герасимова и Макаровой, с 1975-го по 1980 год вместе с Л. А. Кулиджановым руководила новой режиссёрско-актёрской мастерской.

В 1980 году Лиознова сняла вышедший на следующий год двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» по одноимённой пьесе Александра Гельмана. Пьеса с успехом шла во многих театрах, но это не остановило Лиознову. Как и обычно, хорош был подбор актёров, чего требовал злободневный и психологический фильм. Гельман говорил о Лиозновой, что «она с артистами нежно беспощадна».

Затем происходит резкий поворот, обращение к новому — кинофильм 1981 года «Карнавал» (вышедший в прокат в следующем году), музыкальная мелодрама с элементами мюзикла, но и с элементами драматизма. Лиознова мастерски обращалась с музыкой (чего стоит сотрудничество с Микаэлом Таривердиевым или использование в «Трёх тополях на Плющихе» песни «Нежность»). Теперь же она пригласила одного из самых ярких композиторов нового поколения — Максима Дунаевского, который подарил фильму неувядаемый хит «Позвони мне, позвони».

Всё началось в 1980-м, когда Лиознова дала задание своим студентам — найти малоизвестное произведение, сделать из него сценарий и отснять несколько эпизодов. Среди принесённых студентами вещей был рассказ Анны Родионовой в старом выпуске журнала «Искусство кино». Об экранизации Лиознова пока не думала, она думала о работах студентов, которые её не устраивали.

Анна Родионова дебютировала в 1977-м как сценаристка фильма «Школьный вальс», оператором которого был Пётр Катаев. Сейчас же она стала соавтором сценария вместе с Татьяной Лиозновой, которая принесла в сюжет немало своего. Лиознова как-то сказала: «„Карнавал“ чем-то похож на историю моей собственной жизни».

Многим казалось и продолжает казаться, что так неожиданно и завершилось творчество Татьяны Лиозновой. Но был и последний её фильм — трехсерийный, телевизионный, под названием «Конец света с последующим симпозиумом», экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита. Фильм начали снимать ещё в 1986 году, но умер оператор Пётр Катаев. Работу оператора-постановщика продолжал и заканчивал Михаил Якович. Снимались такие актёры, как Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов.

Но менялась внешняя политика страны, и антивоенный политический памфлет, обличающий американские власти и вполне подходивший в момент подачи заявки, был уже неугоден. Его показали один раз в начале марта 1987-го и больше не повторяли.

С момента создания Антисионистского комитета советской общественности (АКСО) Татьяна Лиознова принимала участие в его работе (в качестве Члена Комитета).

Член Союза кинематографистов СССР.

В 2008 году приняла участие в подготовке издания книги «Автограф века».

Татьяна Лиознова не была замужем, у неё осталась приёмная дочь.

29 сентября 2011 года умерла в Москве после продолжительной болезни на 88-м году жизни. Татьяна Лиознова похоронена на Донском кладбище рядом с могилой матери.

Награды

  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июля 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 июля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • орден Почёта (9 марта 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Дружбы народов
  • орден Октябрьской Революции (1982)
  • народный артист СССР (1984)
  • народный артист РСФСР (1974)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1969)
  • Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 2000 года)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за многосерийный телевизионный художественный фильм «Семнадцать мгновений весны»

Фильмография

Режиссёрские работы

  1. 1958 — Память сердца
  2. 1961 — Евдокия
  3. 1963 — Им покоряется небо
  4. 1965 — Рано утром
  5. 1967 — Три тополя на Плющихе
  6. 1973 — Семнадцать мгновений весны
  7. 1980 — Мы, нижеподписавшиеся
  8. 1981 — Карнавал
  9. 1986 — Конец света с последующим симпозиумом

Сценарист

  1. 1981 — Карнавал
  2. 1986 — Конец света с последующим симпозиумом

Актёрские работы

  1. 1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный)

Театральные работы

  1. 1952 — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзинчжи и Дина Ни (совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым) — Театр Вахтангова
Поделиться: