Популярные
На фото Татьяна Сергеевна Зыкина

Татьяна Сергеевна Зыкина

российская певица, автор песен
Дата рождения:
1981-04-20
Дата смерти:
1981-04-20
Биография

Биография

1981 - 2001: детство и юность

Татьяна Зыкина родилась в 1981 году в городе Ижевске. Сестра Татьяны - Юлия Зыкина, поэтесса (родилась в 1976 году), пишущая под псевдонимом Яшка Казанова. В детстве Таня занималась в секции журналистики при Дворце пионеров, именно тогда её пригласили вести рубрику в программе «Наше времечко». Долгое время будущая певица рассказывала о кино в передаче «Папин галстук», а позднее начала заниматься политической журналистикой, работала на на телерадиокомпании «Моя Удмуртия», читала новости в кадре. Зыкина 8 лет занималась иностранными языками, в итоге победила в университетской олимпиаде по немецкому языку. Мечтала поступить на РГФ (романо-германский факультет), но на бюджетное не попала, а оплачивать учёбу было некому. Под псевдонимом Баграмян работала на радио в качестве диск-жокея и музыкального редактора, под этой же фамилией писала и исполняла свои ранние песни. Певица рассказывала, что любовь к музыке ей с детства прививали родители: «хотя они и работали по технической специальности, на самом деле люди творческие и музыкальные. Ну и пластинки дома звучали хорошие - Джо Дассен, позже Элтон Джон и Фрэнк Дюваль. Меня отдали в музыкальную школу, но я проучилась там 2 года. Потом лет с 12-13 я стала слушать очень много разной музыки и изнемогала от того, что в городе невозможно было купить кассеты нужных мне исполнителей. Зато были кабельные музыкальные каналы - то MTV, то MCM, то SuperChannel, и я записывала музыку с телевизора на кассетный магнитофон. Папа показал мне несколько аккордов на гитаре, я стала подбирать те песни, которые мне нравились. Ну а потом, уже в сознательном возрасте, в январе 97-го года, в моей жизни случилась Тори Эймос, и она перевернула моё восприятие музыки. Я поняла, как много можно выразить через голос, мелодию и положенные на неё слова, захотелось попробовать сочинить что-то самой».

Зыкина рассказывала, что с 17 лет работала на телевидении: «я была внештатным корреспондентом, пахала день и ночь, без графика и трудовой книжки. Бросила университет. Уже тогда я была ребенком, который вызывал тревогу. И это нормально, я бы на их месте тоже беспокоилась. У меня и сестра не офисный служащий. А когда я начала заниматься музыкой, мне было гораздо страшнее, чем работать в новостях. Тут уж точно нет никаких гарантий стабильности».

2002—2007: начало карьеры

Зимой 2002 года кассета с домашней записью песен Зыкиной попала в Екатеринбург аранжировщику и джазмену Виталию Владимирову. В студии Драмтеатра был записан альбом «Под бельём» на стыке двух стилей — рока и джаза, однако альбом не был выпущен в тираж. Сама Зыкина говорила, что «эта запись была сделана в Екатеринбурге. Десять песен, и только одна из них - «Весёлые старты» - перекочевала в дебютный альбом. «Под бельём» не был издан официально. Я считаю его сборником демо. Аранжировки делал виртуозный свердловский джазовый пианист и тромбонист Виталий Владимиров. Издавать эти песни сейчас не имеет никакого смысла - впрочем, это теперь касается и альбомов как таковых вообще». Потом у Зыкиной появилась своя рок-группа, с которой она дала первый большой концерт на всероссийском фестивале «Старый Новый Рок-2004», где получила приз за лучший вокал. Тогда она имела некоторую известность под псевдонимом Татьяна Баграмян и под этим именем некоторые её композиции попали в интернет.

Когда я начала работать на радио в Ижевске, мне показалось, что моя фамилия слишком неоригинальна. Решила, что возьму несклоняемый псевдоним. Украинскую фамилию с окончанием на -чук или -щенко я не хотела, выбрала армянскую – Баграмян. А когда читала новости в кадре или работала корреспондентом, была Зыкиной. Все, что касалось неформального, было связано с Баграмян – музыка в том числе. Потом в моей жизни возник журналист Александр Кушнир, он знал меня как Таню Баграмян и предложил работать вместе: «Мне неловко говорить об этом, но, может, вы придумаете псевдоним?» Когда я сообщила ему настоящую фамилию, он сказал: «Ну вот, здесь даже делать нечего». Со временем поняла: правду говорить всегда проще.

Диск больше года лежал на студии в стопке с другими болванками, пока его не обнаружили музыканты екатеринбургской рок-группы «Палестина» и их продюсер Никита Киселёв. Ребята предложили Тане поработать в другом стиле, уйти от приджазованного звука в более гитарный. С этим составом было записано ещё несколько песен. Весной 2007 года демодиск Татьяны Зыкиной попал к известному журналисту и промоутеру Александру Кушниру, который взялся за продюсирование певицы.

Её первое выступление в Москве состоялось осенью 2007 года в клубе «16 тонн» на презентации книги Александра Кушнира «Хедлайнеры». Весной 2008 года Зыкина переехала из Ижевска в столицу. Газета «Известия» упоминает Зыкину (наряду с «интернет-звездой сезона» Петром Наличем) в числе немногих интернет-открытий на фоне общего застоя в современном русском рокапопсе. Сама Зыкина признавалась, что «первыми концертами в Москве осталась недовольна — собой прежде всего. Параллельно в Ижевске у меня начала складываться личная жизнь, и я подумала, что, наверное, переезд — плохая затея. Я сказала: «Ребята, забирайте песни, пусть поет другая девочка, а я еду домой». Но все получилось наоборот. В тот же вечер в поезде я через эсэмэски выяснила, что в Ижевске меня ждет пустой дом. Конечно, были слезы-сопли, но теперь я понимаю, что такой расклад стал великим благом для меня».

На концертах Зыкина выступала с постоянной группой: гитаристом Павлом Мартыненко, клавишником Оскаром Чунтоновым, бас-гитаристом Дмитрием Косинским, барабанщиком Антоном Дашкиным, а также бэк-вокалисткой Полиной Касьяновой.

Осенью дебютный сингл Зыкиной «2 кота» попал в ротацию радиостанции MAXIMUM, после чего композиция зазвучала и на других FM-волнах. Второй сингл «Водопадами» также первым подхватило Радио MAXIMUM, где эта песня стала лучшим дебютом недели, а затем заняла 2 место в итоговом «Хит-параде двух столиц». Именно на неё известный клипмейкер Ирина Миронова сняла премьерное видео певицы.

В январе 2009 года Татьяна Зыкина выступила в концерте звёзд «MTV Russian Music Awards» 2008 и на церемонии «ZD Awards 2008».

2008—2010: альбом «Ощущение реальности»

В работе над дебютным двойным альбомом «Ощущение реальности» принимали участие Юрий Цалер (Мумий Тролль), Корней и Дэн Маринкин (бывшие участники группы Земфиры), Танок на майдани Конго, DJ Ram, симфонический Moscow Media Orchestra и гитарист Темур Квителашвили. Релиз альбома состоялся в марте на лейбле Real Records. Презентация пластинки прошла 28 марта 2009 года в московском клубе «Б2».

В поддержку альбома вокалист группы «Танок на майданi Конґо» Фагот (Олег Михайлюта) снял клип на песню «Ты-то кто?», где исполнил бэк-партию. Первый же концертный клип Татьяны Зыкиной на песню «ДР» с дебютного диска появился летом 2010 года.

Песня «Нора», записанная в дуэте с лидером группы Мумий Тролль Ильей Лагутенко, была отмечена независимой музыкальной премией клуба «16 тонн» — «Золотая Горгулья 2009» в номинации «Совместный проект года».

По итогам 2009 года журналы «Newsweek» и «Element» включили альбом «Ощущение Реальности» в топ-5 лучших релизов года, а журнал «F5» присудил певице победу в номинации «Лучший вокал в онлайн и оффлайн». Татьяна стала единственной рок-певицей нового поколения, номинированной на премию «Муз-ТВ 2010» в категории «Прорыв года», а рок-портал «Наш Неформат» признал Зыкину открытием 2009 года.

В 2010 Татьяна выступила в День России 12 июня на Красной площади, дала акустический концерт в прямом эфире радиостанции «Серебряный дождь», приняла участие в программе «Акулы пера»; в проекте «Новый год с Михаилом Козыревым» на телеканале «ДОЖДЬ» сыграла первый для себя мини-концерт под фортепиано, а также записала песню «Ты не бойся» для фильма «Одноклассники» режиссёра Сергея Соловьева.


2010—2011: альбом «Другая глубина» и «Пиано-весна_live»

С 14 октября 2010 года для скачивания в сети Интернет стал доступен второй альбом Татьяны Зыкиной «Другая глубина». Концепция и звук альбома резко отличаются от дебютного CD Зыкиной «Ощущение реальности»: second coming певицы прошел под знаком отказа от какого бы то ни было формата, давления извне и поддержки со стороны лейбла. Альбом не был выпущен на физическом носителе.

Саундпродюсером новой работы стал Александр «Санчес» Андреев (группа «ГДР»). Кроме того, Зыкина впервые попробовала себя в роли аранжировщика, обработав часть песен самостоятельно. Музыка альбома не ограничивается одним направлением и содержит в себе элементы разных стилей: от трип-хопа и эйсид-джаза до r’n’b с элементами индастриала. При этом, по словам Зыкиной, «если в первом альбоме песни „сидели“ на очень понятной русскому уху гитаре, то теперь гитары нет ни в одной композиции». Также в записи можно будет услышать разнообразные клавишные: от звука пианино до 8-битного «пиканья», отсылающего к компьютерам 80-х годов.

В сентябре клип на заглавную композицию «Другая глубина» был презентован на базе битторент-трекера Rutracker.org. Это первое в истории российского шоу-бизнеса музыкальное видео, эксклюзивно представленное в пиринговой сети.

15 октября состоялась презентация альбома «Другая глубина» в Санкт-Петербурге в клубе «Космонавт», а 30 октября в московском клубе IKRA. На концерте дебютировал новый состав группы Татьяны: кроме клавишника Оскара Чунтонова, выступавшего с Зыкиной и раньше, на сцену вышли барабанщик Антон Лукьянчук и бас-гитарист Андрей Шило.

1 февраля 2011 на официальном канале Татьяны Зыкиной на YouTube была выложена песня «Оба неба». В видео так же прозвучало приглашение на концерт-презентацию акустической программы «Пиано-Весна». 12 марта в Звенигороде прошла премьера программы «Пиано-весна_live», которая позже была издана на диске (CD+DVD) и представлена на Rutracker.org. Пластинка представляет собой запись концерта в Звенигороде в КЦ им. Любови Орловой. «Пиано-весна_live» создана и сыграна всего двумя музыкантами: пианистом Оскаром Чунтоновым и самой Зыкиной, которая поет и играет на нескольких инструментах.

18 июня на фестивале «Дикая Мята» была исполнена песня «Не тревожь меня до весны», которая вошла в третий студийный альбом певицы. 1 июля в клубе «16 тонн» Татьяна Зыкина с группой сыграли последний летний концерт, после чего приступили к записи третьего альбома.

13 июля в сети появилась вторая видео-работа Владимира Шевченко, автора клипа «Другая глубина», на песню «Обещай мне» из альбома «Другая глубина». Песня «Лёгкость» с концертного альбома «Пиано-весна_live» вошла в сборник сайта rutracker.org.

В июле 2011 вышел альбом Макса Гурина «Шива, погружённый в психоанализ». В записи трека «Как ты» приняла участие Татьяна.

2011—2012: альбом «Я и мои ожидания»

9 сентября 2011 года Татьяна Зыкина объявила о презентациях нового альбома. Они состоялись 16 ноября в Москве в ЦДХ и 20 ноября в Санкт-Петербуре в центральном концертном зале «Аврора».

23 сентября стало известно, что новый альбом будет называться «Я и мои ожидания». «Глубоко и уверенно ощущаю, что всю дорогу я была как субмарина, которую заносило в разные воды, но вот наконец она нашла свое логово и с наслаждением в него опустилась. Ей нужна именно эта глубина, и здесь она хочет остаться», — говорила Татьяна о работе.

Альбом состоит из 10 песен, 3 из которых были уже известны слушателям — это «Я хочу стать частью этой осени», «Не тревожь меня до весны» и «Оба неба». На альбоме преобладают клавишные инструменты — рояль, орган, вурлицер, а также виолончель и валторна. Над пластинкой работали музыканты, с которыми Татьяна прежде не сотрудничала — это басист Дмитрий Симонов и барабанщик Петр Ившин. 30 сентября в Интернете появился клип на песню «Я хочу стать частью этой осени».

Также появилась информация о беременности певицы. На последних концертах, прошедших в конце 2011 года, на сцене Зыкина появлялась с уже явным округлившимся животом.


Публичный имидж и музыкальный стиль

Я очень четко помню этот момент — когда мы записывали песню «Логово». Она была для меня в личном плане очень серьезной — ну вот бывает такое, когда чувствуешь, что должен хорошо сделать песню, порваться на немецкий флаг, чтобы она была такой, как надо. И когда я услышала аранжировку — ну, это была катастрофа. Это же как делается — ты приносишь демку, оттуда берется черновой вокал, человек это аранжирует. Но проблема была та же — я не знала, что хочу. Не могла сказать: «Ребята, гитары быть не должно, давайте я вернусь в Ижевск, ради бога, но я не дам насиловать собственную песню». Их никто не насиловал — я сама отдала. Но вот именно после этой песни я сказала, что это полный крах. А мне ответили: «Слушай, ну, в семье не без урода, пусть останется». А дальше — компромисс за компромиссом, и уродов накопилось больше половины альбома. И после «Логова» я поняла, что ничего уже не откатишь назад. Столько денег вложено, столько всего проанонсировано... Мне было страшно думать про будущее. Сегодня мы играем на дне города в парке Горького после «Города 312» — и что дальше? Хочу ли я вообще в эту обойму?

Если говорить об официальной дискографии, то первый альбом «Ощущение реальности» был выпущен Татьяной в 2009 году; и изначально певицу выдвигали как «новую Земфиру», потому и песни «причесали под рок» и имидж Татьяне сделали соответствующий, но более женственный. Сама Зыкина по этому поводу говорила, что «проблема была в том, что я сама не знала, как я хочу. Знала бы — сказала: «Ребята, надо вот так, если вы пас, я не заставляю». А люди, с которыми я работала, были намного опытнее и взрослее, чем я. И они как раз знали, что хотели. Поп-рок-историю. Не камерную музыку — стадионную. А я к этому не приспособлена — ни психологически, ни по материалу. И эти старые песни — они для меня сейчас смешны. Это когда девочка учится готовить и испекла, например, пельмени размером с ладонь — кривые, косые, и вообще в воде развалились. Да, это тоже шаги. Просто получилось так, что они были публичными. Совершив шаг, за который мне сейчас отчасти стыдно, я подвела не только себя, но и людей, которые со мной в это ввязались».

Второй альбом «Другая глубина» был выпущен через год уже совершенно другим составом, и Татьяна руководствовалась исключительно своими вкусовыми предпочтениями на тот момент, потому пластинка получилась совершенно не похожей на первый релиз. Как писала Валерия Гудкова с портала «Группа быстрого реагирования» «наверное, с первым альбомом, и вообще ранним творчеством, «Другую глубину» объединяло только невероятно колкая и верная, «бабская» лирика».

Весной 2011 певица представила живую пластинку «Пиано-весна» по которой уже можно было немного судить о будущем релизе. Пластинка получилась по максимуму клавишной. Как признаётся сама Татьяна, сначала она хотела сделать «Я и мои ожидания» исключительно клавишным альбомом, но потом большинство песен обросло новыми инструментами. В интервью журналу «Афиша» Зыкина признавалась, что «если бы «Я и мои ожидания» был бы первым моим альбомом, выхлопа не было бы вообще никакого. Потому что чем проще, понятнее, примитивнее твоя музыка, тем больше у тебя шансов где-то себя зафиксировать, на радио например. Но у меня не было никаких иллюзий. Как только мы сели писать этот альбом, я сказала — ребята, давайте сразу расстанемся с иллюзиями, никакого радиоформата не будет. Притом что я уверена, что «Оба неба» можно было бы записать так, что это были бы вторые «Водопады». Вопрос в том, ставишь ли ты себе такую цель. Я не ставила. Для меня была цель в том, чтобы я поставила диск в машине и почувствовала, что это моя осуществившаяся мечта. Что все как надо. И если бы там взвыло гитарное соло... Возможно, гитара — самый понятный русскому уху инструмент, но после передоза на первом альбоме она у меня сейчас сразу дикую аллергию вызывает».

О переменах в звучании Зыкина также говорила, что «на самом деле я это не воспринимаю как какие-то колебания. Для меня-то все очень стройно. Почему первый альбом был таким — я уже объяснила. Второй... Мы только оторвались от лейбла, у нас не было накоплений, чтобы записать полноценный альбом, был компьютер и пара горящих глаз — и мы это сделали. Ну и вот теперь третий. Который я правда обожаю. И он правда автопортрет. В нем нет ничего, что мне хотелось бы заретушировать».


Тексты и тематика песен

Процесс соединения текстов-переживаний, текстов-эмоций с музыкой не всегда проходит гладко и быстро. В голове просто сидит какая-то строчка или мыслеформа и нужно дождаться, когда для неё поспеет остальное. Некоторые пишутся относительно легко. Это в большей степени зависит не от вдохновения, а от того, насколько ясно в голове то, что ты хочешь выразить, сколько мыслей ты накопил, насколько они конкретны. Если внутри готов совершенно чёткий, собранный синопсис, то уложить это в ноты и слова уже не так сложно.

Тематически тексты песен Татьяны Зыкиной отличаются глубоким самоанализом, разбором своей личной жизни. На дебютной пластинке «Ощущение реальности» певица представила песни, сочиненные в период с 2002 по 2009 год. Сергей Уваров с портала «Digitlife» назвал альбом «одним из лучших альбомов в России за последнее время», назвав песню «Город, в котором» «первой настоящей балладой на альбоме, которую стоит отнести к безусловным удачам певицы».

Через год Зыкина выпускает альбом «Другая глубина». Портал «DayMusic.ru» отметил, что «Татьяна выпустила экспериментальный вневременной электронный альбом среднетемповых песен с личностными текстами, которые делают ее ближе слушателям и уводят от заявленной когда-то давно помпезности больших залов. Здесь нет лидирующих композиций, рвущихся на первый план, но есть атмосфера камерности и искренности».

Дмитрий Прочухан на сайте «Newsmusic.ru» отмечал, что «лирика альбома имеет отчасти наивный характер и рассчитана на понимание и сочувствие у женcкой аудитории: «ты мне нравишься очень, несмотря на свой статус семейный», «по ошибке привыкну не к тому». В этот раз Татьяна Зыкиной вновь не удалось избежать цитат из Земфиры: при прослушивании трека «В серо-голубых» не покидает ощущение, что следующей композицией в плеере будет «Ромашки» или «СПИД».

«Я и мои ожидания» был назван самым «женским» альбомом певицы. Журнал Apelzin писал, что большинство песен на нем – это результат сложных внутренних переживаний певицы, связанных, видимо, с ее непростой личной жизнью. Диск наполнен какой-то непередаваемой грустью, он идеально подходит для того времени года, в которое он был выпущен. Отдельные треки с альбома – «Здесь и сейчас», «Твой дом», «Причин нет» – это манифест женщины, которую отношения с человеком загнали в тот угол, из которого существует два выхода – сорваться или написать об этом песню.

Дискография

Студийные альбомы

  • Ощущение реальности (2009)
  • Другая глубина (2010)
  • Я и мои ожидания (2011)

Видеография

Поделиться: