31 декабря 1928 года в интеллигентной московской семье родилась девочка Таня – будущая актриса оперетты, сыгравшая больше шестидесяти ролей на сцене и в кино. Ее отец, Иван Артемьевич Шмыга, был поляком из семьи, бежавшей в Россию во время Первой мировой войны, и носил фамилию своего отчима. Инженер-металлист по образованию, он работал на крупном столичном заводе заместителем директора. Не имела никакого отношения к театру и мать девочки, Зинаида Григорьевна, но искусство родители Тани очень любили и сами всерьез увлекались исполнением бальных танцев.
Серьезная и молчаливая Таня мечтала стать юристом, но в школьные годы увлечение танцами и песнями постепенно превратилось в серьезные занятия музыкой. Девочка начала ходить на частные уроки пения, и у нее обнаружился прекрасный голос – лирическое сопрано. Пришла и новая мечта – сделать карьеру камерной певицы. Таня поступила на курсы в училище при консерватории, а вскоре ее пригласили солировать в хоре при Комитете по делам кинематографии.
В 1947 году Татьяна Шмыга стала студенткой музыкально-театрального училища имени Александра Глазунова, а оттуда перешла в ГИТИС, на факультет музыкальной комедии. По словам актрисы, удачная сценическая карьера складывается из многих факторов, но главный из них – хорошая школа, и вокальная, и драматическая. Татьяне очень повезло с педагогами – ее курсом руководил Иосиф Туманов, а преподавали Николай Титушин, Аркадий Вовси, Сергей Штейн. На первом году учебы юная певица чуть было не ушла из училища, решив, что из нее ничего не выйдет. Остановил ее один из педагогов, актер Константин Михайлов, отговорил писать заявление об отчислении и занимался с будущей актрисой дополнительно. На четвертом курсе у Татьяны пропал голос, но и с этой бедой ей помогли справиться преподаватели.
В 1953 году Татьяна получила диплом ГИТИСа, и Туманов неожиданно сообщил, что берет выпускницу в труппу Московского театра оперетты, причем в основной состав. Первой ролью дебютантки стала Виолетта в оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». Именно этот образ предопределил ее творческую тему – особенный интерес к молодым героиням, скромным и непримечательным, но нравственно стойким.
Театр оперетты стал для Татьяны Шмыги своеобразной аспирантурой, ведь она работала вместе с людьми, влюбленными в оперетту. Коллектив театра встретил новую актрису очень тепло, а играть в одних постановках с признанными мастерами жанра было настоящим счастьем.
Здесь же Татьяна нашла и личное счастье. Еще в студенческие годы она вышла замуж за журналиста Рудольфа Борецкого, но этот брак продлился недолго – актриса встретила другого мужчину. В 1954 году Иосиф Туманов стал главным режиссером Московского драматического театра имени Пушкина, а его должность в Театре оперетты занял Владимир Аркадьевич Канделаки. Двадцатилетняя разница в возрасте не помешала роману, возникшему у режиссера и юной актрисы, и вскоре Татьяна стала женой Канделаки. В его лице она нашла не только мужа, но и прекрасного наставника – Владимир Аркадьевич сумел полностью раскрыть ее талант.
Позднее Татьяна Ивановна рассказывала, что десять лет, в которые ее муж руководил Театром оперетты, оказались для нее одновременно и самыми трудными, и самыми интересными. Жене главного режиссера нельзя было ни болеть, ни выбирать роли, ни отказываться от предложенных. На этой сцене она сыграла практически всех героинь «советских оперетт», порой мучительно завидуя актрисам, получавшим классические роли – Принцессу Цирка, Сильву, Марицу, Веселую вдову… Но зато такой репертуар ставил перед актрисой сложные творческие задачи: постоянно менять амплуа, находить для разных характеров убедительные краски и часто преодолевать рыхлость и условность драматургического материала.
В 1957 году, когда в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи, Театр оперетты поставил новый спектакль – «Поцелуй Чаниты» Юрия Милютина. Главную роль в нем исполнила Татьяна Шмыга. В оперетте этого же композитора «Цирк зажигает огни» она сыграла Глорию Розетти, роль, которую считают одной из лучших в творчестве актрисы.
Ее театральная карьера сложилась вполне удачно, хотя сыграть все, что хотелось, Татьяне так и не довелось – в ее репертуаре было очень мало классики. Очень скоро актриса превратилась в ведущую солистку театра и обрела признание зрителей. Если на афишах театра появлялось ее имя, зал всегда был полон. Адель из «Летучей мыши», Валентина из «Веселой вдовы», Анжель из «Графа Люксембурга» – во всех этих и многих других ролях актриса имела потрясающий успех. В 1961 году она получила звание заслуженной артистки РСФСР. Четыре года спустя состоялась премьера мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди», поставленного по пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу, а Элизу Дулитл играла Татьяна Шмыга. В 1969 году она вновь выступила в постановке своей дебютной оперетты «Фиалка Монмантра», но уже в роли примадонны Нинон. Знаменитая песня «Карамболина» – куплеты Нинон – на много лет стала визитной карточкой Татьяны.
В 1962 году состоялся дебют Шмыги в кинематографе – она сыграла в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова эпизодическую, но очень яркую роль француженки Жермон, актрисы, приехавшей на гастроли и оказавшейся в самой гуще войны. Татьяна появлялась на экранах еще не раз и так же, как и на сцене, блистала невероятным обаянием, удивительной пластичностью и несомненным драматическим талантом.
В 1969 году Татьяна Ивановна Шмыга стала народной артисткой РСФСР – единственной в России актрисой оперетты, получившей это почетное звание. Она блистательно выступала и в свои зрелые годы, сохранив и женское очарование, и юношескую грациозность, и великолепный голос.
Семейная жизнь актрисы с Владимиром Канделаки продолжалась двадцать лет. От него Татьяна ушла к композитору Анатолию Кремеру. Их первая встреча произошла еще в 1957 году, но любовь пришла значительно позже. Третий брак оказался для Татьяны Ивановны самым счастливым и самым долгим – с Анатолием она прожила тридцать пять лет, до самой своей смерти. Кремер написал для нее несколько оперетт – «Катрин», «Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Джейн», и во всех них она играла главные роли.
Татьяна Ивановна Шмыга умерла 3 февраля 2011 года после долгой болезни. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
В одном интервью актриса сказала, что вся ее биография заключена в сыгранных ролях. И нет сомнений, что в творчество Татьяны Шмыги в большой мере отразило и историю русской оперетты второй половины XX века.