Популярные
На фото Теобальд Бём

Теобальд Бём

немецкий инструментальный мастер, флейтист и композитор, создатель современной поперечной флейты
Дата рождения:
1794-04-09
Дата смерти:
1881-11-25
Биография

Биография

Начал заниматься музыкой на флажолете, а в возрасте 14 лет, научившись у отца-ювелира кропотливой работе с мелкими деталями и металлом, сам сделал свою первую флейту и научился на ней играть. Два года учился у соседа флейтиста, солиста Мюнхенской придворной оперы Иоганна Капеллера (нем. Johann Nepomuk Capeller). В восемнадцать начал играть в оркестре, а к 22-м стал первой флейтой в Королевском оперном театре в Мюнхене (нем. K?nigliche Isartor Theater). Одновременно с работой в оркестре экспериментировал с различными конструкциями флейты, пробовал разнообразные материалы от разных пород дерева до сплавов серебра, золота и никеля, располагал по-разному пальцевые отверстия.

С 1816 по 1818 г. гастролировал по Швейцарии, а также в Страсбурге. В 1822 было издано его первое произведение. Продолжая гастролировать в Германии, Австрии, Швейцарии, Бём приобрёл известность и начал неплохо зарабатывать, но всё же не достаточно для того, чтобы прокормить свою растущую семью. В 1831 году во время поездки в Лондон познакомился с известным английским флейтистом Чарльзом Никольсоном, его крупный звук вдохновил Бёма на множество акустических экспериментов над инструментом.

После своего возвращения в 1832, сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель уже обладала механикой Бёма, но всё ещё имела обратноконическую форму, как и другие флейты того времени. На следующий год Бём снова концертировал по Европе, и добился признания своего нового инструмента во Франции и Англии.

Изучал акустику в Мюнхенском университете. Со своим другом профессором физики Карлом Эмилем фон Шафхойтлем (нем. Karl Emil von Schafh?utl) разработал и запантентировал новый метод плавки железной руды, а в последующие годы стал автором ещё нескольких изобретений в этой области.

В 1834 году совершил очередную поездку во Францию, где в противовес Германии, его новая конструкция инструмента приобрела гораздо большую распространённость. Одновременно продолжал дальнейшие эксперименты по улучшению конструкции флейты, что в 1847 году привело к изобретению цилиндрического строения флейты, которое используются и по сей день.

В 1847 году запатентовал систему расположения клапанов, а в 1851 году представил флейту Бёма на выставке в Лондоне. Бём продал лицензии на изготовление своего нового инструмента крупным европейским флейтовым мастерам - англ. Rudal, Carte and Rose в Англии, Годфруа Эне и Луи Лоту во Франции, и другим - таким образом новый инструмент начал завоёвывать Европу. С тех пор конструкция флейты мало изменилась, а кларнет системы Бёма и саксофон также в основном используют эту же систему.

В 1860 году, уже в преклонном возрасте, разработал новый инструмент - альтовую флейту с механикой системы Бёма. В 1871 году Бём опубликовал итоговый труд «Флейта и игра на флейте» (нем. «Die Fl?te und das Fl?tenspiel») — исследование акустических, технических и художественных аспектов флейты Бёма.


Флейта системы Бёма в России XIX века

Флейта системы Бёма была по-видимому впервые завезена в Россию учеником Бёма Карлом Венером, который с 1867 г. работал солистом оркестра Императорского Мариинского театра в Петербурге. Тогда как его именитые коллеги по пюпитру - Чезаре Чиарди и Эрнесто Кёллер продолжали играть на инструментах простых венских систем, Венер использовал последнюю - цилиндрическую деревянную модель конструкции своего учителя.

Первый профессор Московской консерватории (с 1866 года) Фердинанд Бюхнер был ярым противником новой флейты, и когда его ученики тайком от него начали переходить на новый инструмент, он ушёл из консерватории в знак протеста в 1882 году. В том же году его класс перенял ученик Карла Венера, Вильгельм Кречман, который первым в Москве ввёл обучение на флейте системы Бёма и был её преданным популяризатором. Ученики Кречмана, В.Н. Цыбин, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие, стали ведущими флейтистами и профессорами в России начала XX века, таким образом прочно укоренив использование нового инструмента в исполнительской практике.

В конце XIX - начале XX веков наиболее известны в России были инструменты венского стиля австрийского издателя и фабриканта инструментов Юлия Циммермана, который активно продвигал флейту в Российской Империи. В дальнейшем Циммерман делал флейты системы Бёма – деревянные с серебряной головой и посеребрёной механикой. С 1905 г. на таких инструментах стал преподавать в Петербурге профессор консерватории и солист Мариинского театра Фёдор Степанов. Также получили широкое распространение деревянные модели системы Бёма немецкого фабриканта из Лейпцига Мориц Макс Мённиг (нем. Moritz Max M?nnig; 1875-1949).

Сочинения

Из ныне изданных:

  • Концерт соль мажор для флейты с оркестром, op.1
  • «Nel Cor Piu». Интродукция и вариации на тему Паизиелло для флейты и фортепиано, op.4 (первое издание 1850)
  • Полонез «Карафа» для флейты и фп., op. 8
  • Интродукция и вариации на тему из оперы Вебера «Фрейшютц» для флейты и фп., op.9 (1830)
  • Фантазия на шотландские темы для флейты и фп. (1830)
  • Дивертисмент для флейты и фп., op. 11
  • 12 больших этюда для флейты, op.15
  • Большой полонез для флейты и фп., op.16
  • «Air Suisse» Блестящие вариации для флейты и фп., op.20
  • «Le Desir». Вариации на тему вальса Шуберта, op.21
  • Вариации на тему немецкой песни «Du, Du, liegst mir am Herzen» для флейты и фп., op.22
  • 24 каприса для флейты, op.26 (1852)
  • «Альпийский сувенир». 6 салонных пьес для флейты и фп., op.27-32 (1853)
  • Этюд-Лендлер для флейты и фортепиано, op.32
  • 24 мелодических этюда для флейты, op.37 (1863)
  • «Элегия» для флейты и фортепиано, op.47 (1881)
Поделиться: