Биография
Из обеспеченной семьи. В юности несколько лет занимался музыкой. Рано увлекся кино, но, идя по стопам отца, закончил юридический факультет Гаванского университета (1951). Уехал учиться в в Экспериментальном центре кинематографии в Риме (1951-1953). Начинал как документалист. Испытал влияние итальянского неореализма, Бунюэля, Эйзенштейна. После Революции стал одним из основателей Киноинститута Кубы (INCAIC), в котором много лет преподавал. Неоднократно представлял Кубу и Латинскую Америку на зарубежных кинофестивалях и конференциях деятелей культуры. В 1963 с фильмом Двенадцать стульев (по роману И.Ильфа и Е.Петрова) приезжал в Москву.
Похоронен на гаванском кладбище Колумба.
Творчество
Гутьеррес Алеа – крупнейший кинолетописец кубинской реальности накануне и после Революции. Его фильмы отличались социально-критической направленностью, склонностью к абсурдизму и черному юмору, но в целом не входили в прямое столкновение с кастристской идеологией и цензурой.
Фильмография
- La caperucita roja (1947, короткометражный, юмористический)
- El fakir (1947, короткометражный, юмористический)
- Una confusi?n cotidiana (1950, по новелле Кафки, короткометражный, в соавторстве с Нестором Альмендросом)
- Il sogno de Giovanni Bassain (1953)
- El M?gano (1955, документальный, о жизни шахтёров, фильм арестован полицией)
- La toma de La Habana por los ingleses (1958, документальный)
- Esta tierra nuestra (1959, документальный)
- Historias de la revoluci?n (1960, премия Союза писателей СССР за сценарий)
- Asamblea general (1960, документальный)
- Muerte al invasor (1961, документальный)
- Двенадцать стульев/ Las doce sillas (1962, по роману И.Ильфа и Е.Петрова)
- Cumbite (1964, по роману Жака Румена)
- Muerte de un bur?crata (1966, сатирический, специальная премия жюри Карловарского МКФ)
- Memorias del Subdesarrollo (1968, по роману Эдмундо Десноэса, две премии МКФ в Карловых Варах)
- Una pelea cubana contra los demonios (1971, исторический, по книге Фернандо Ортиса, среди сценаристов Мигель Барнет, Хосе Триана)
- El arte del tabaco (1974, документальный)
- La ?ltima cena (1976, исторический, премия зрительских симпатий на МКФ в Сан-Паулу)
- De cierta manera (1977)
- Los sobrevivientes (1979, номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского МКФ, Золотая медаль МКФ в Дамаске)
- Hasta cierto punto (1983, автобиографический, Бронзовая медаль МКФ в Дамаске)
- Cartas del parque (1988, сценарий Габриэля Гарсии Маркеса)
- Contigo en la distancia (1991, по рассказу Гарсии Маркеса)
- Клубника и шоколад/ Fresa y chocolate (1993, в соавторстве с Хуаном Карлосом Табио, номинация на премию Оскар за лучший зарубежный фильм, премия Ассоциации кинокритиков Аргентины Серебряный кондор за лучший зарубежный фильм, специальная премия жюри и премия Тедди Берлинского МКФ, специальная премия жюри МКФ Санденс)
- Гуантанамера / Guantanamera (1995, в соавторстве с Хуаном Карлосом Табио, по сценарию Элисео Альберто, номинация на Золотого льва Венецианского МКФ, почётное упоминание МКФ Санденс)
Теоретические работы
- Dial?ctica del espectador. La Habana: Uni?n de Escritores y Artistas de Cuba, 1982 (изд. на итал. и англ. яз)
Признание
Номинант и лауреат множества национальных и международных кинопремий. Премия Министерства культуры Кубы за вклад в национальную культуру (1981). Премия кубинской критики за книгу Диалектика наблюдателя (1983). Высший знак государственного отличия – кубинский орден Феликса Варелы первой степени (1988). Ретроспективы фильмов режиссёра были представлены в Нью-Йорке (1985, 1995), в Британском киноинституте в Лондоне (1989), в Испании и Франции (1994), Индии (2001).