Согласно Куну, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
Биография
Томас Кун родился в Цинциннати, Огайо, в еврейской семье, перебравшейся в Нью-Йорк, когда Томасу было 6 месяцев. Его отец, Сэмюэл Л. Кун, был инженером-гидравликом, выпускником Гарвардского университета и Массачусетского института технологии; мать, Минетт Кун (урожд. Струк), работала редактором.
- 1943 — окончил Гарвардский университет и получил степень бакалавра по физике.
- В годы Второй мировой войны был определён для гражданской работы в Бюро научных исследований и разработок (Office of Scientific Research and Development).
- 1946 — в Гарварде получил степень магистра (master’s degree) по физике.
- 1947 — начало формирования основных тезисов: «структура научных революций» и «парадигма».
- 1948—1956 — занимал различные преподавательские должности в Гарварде; преподавал историю науки.
- 1949 — в Гарварде защитил диссертацию по физике.
- 1957 — преподавал в Принстоне.
- 1961 — работал профессором истории науки на кафедре Калифорнийского университета в Беркли.
- 1964—1979 — работал на университетской кафедре в Принстоне, преподавал историю и философию науки.
- 1979—1991 — профессор Массачусетского технологического института.
- 1983—1991 — профессор философии Лоренса С. Рокфеллера в том же институте.
- 1991 — вышел на пенсию.
- 1994 — у Куна был диагностирован рак бронхов.
- 1996 — Томас Кун умер.
Кун был дважды женат. Первый раз на Катерине Мус (с которой у него было трое детей), а затем на Джиэн Бартон.
Научная деятельность
Работа Куна весьма широко используется в социальных науках — например, в постпозитивистско-позитивистской дискуссии в рамках теории международных отношений.
Этапы научной революции
Ход научной революции по Куну:
- нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;
- экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;
- научная революция — формирование новой парадигмы.
Общественная деятельность и награды
Кун был членом Национальной академии наук, Американского философского общества, Американской академии наук и искусств.
В 1982 году профессор Кун удостоен медали Джорджа Сартона в области истории науки (the George Sarton Medal in the History of Science).
Имел почётные звания многих научных и учебных заведений, в том числе университета Нотр-Дам, Колумбийского и Чикагского университетов, университета Падуи и Афинского университета.
Публикации сочинений
На английском языке
- Bird, Alexander. Princeton and London: Princeton University Press and Acumen Press, 2000.
- Fuller, Steve. Thomas Kuhn: A Philosophical History for Our Times (Chicago: University of Chicago Press, 2000.
- Kuhn, T.S. The Copernican Revolution. Cambridge: Harvard University Press, 1957.
- Kuhn, T.S. The Function of Measurement in Modern Physical Science. Isis, 52(1961): 161—193.
- Kuhn, T.S. (Chicago: University of Chicago Press, 1962) ISBN 0-226-45808-3.
- Kuhn, T.S. «The Function of Dogma in Scientific Research». pp. 347-69 in A. C. Crombie (ed.). Scientific Change (Symposium on the History of Science, University of Oxford, 9-15 July 1961). New York and London: Basic Books and Heineman, 1963.
- Kuhn, T.S. The Essential Tension: Selected Studies in Scientific Tradition and Change (1977).
- Kuhn, T.S. . Chicago: University of Chicago Press, 1987. ISBN 0-226-45800-8.
- Kuhn, T.S. The Road Since Structure: Philosophical Essays, 1970—1993. Chicago: University of Chicago Press, 2000. ISBN 0-226-45798-2.
На русском языке
- Объективность, ценностные суждения и выбор теории. — В кн.: Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994. — 253 с. — ISBN 5-02-013589-5. — с.37-51.
- Логика науки или психология исследования? — В кн.: Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997. — ISBN 5-201-01950-1. — с.20-49.
- Др. издание: Логика науки или психология исследования? — В кн.: Кун, Томас. Структура научных революций. М.: «АСТ», 2003. — 605 с. — ISBN 5-17-010707-2. — с.539-576.
- Замечания на статью И.Лакатоса. — В кн.: Кун, Томас. Структура научных революций. М.: «АСТ», 2003. — 605 с. — ISBN 5-17-010707-2. — с.577-591.