Популярные
На фото Уриэль да Коста

Уриэль да Коста

голландский философ, предшественник Баруха Спинозы
Биография

Биография

Родился в семье марранов, некогда принявших католицизм во избежание изгнания евреев из Португалии; его отец был священником. В 1617 году семья Акосты решила вернуться в иудаизм и вскоре бежала в Амстердам, где уже существовала крупная община португальских евреев. В Амстердаме вся семья открыто объявила себя евреями и Акоста сменил первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудаизме, выработавшиеся у Акосты на основании чтения Библии, существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени.

В 1624 году он выпустил книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом». За эту книгу раввин сефардской общины Амстердама подверг Акосту херему, а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена. В 1633 году, не выдержав одиночества, Акоста стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но Акоста не изменил своих взглядов.

За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов Акоста был вскоре снова подвергнут херему. В 1640 году и это отлучение было снято после того, как Акоста публично отрёкся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью, и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги. Дух Акосты был сломлен и вскоре он покончил с собой.

Философские взгляды

В книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом», в которой утверждал, что сложной обрядностью и сухим формализмом раввины исказили Учение Моисея, и что доктрина о бессмертии и загробной жизни не вытекает из Библии.

Все существующие религии рассматривались им как изобретённые самими людьми. Не отрицая существования Бога, Акоста, тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии».

Акоста обычно рассматривается как первый еврейский вольнодумец нового времени, предшественник и вдохновитель Баруха Спинозы.

Образ в искусстве

Образ Акосты использован в ряде художественных произведений.

  • Трагедия «Уриэль Акоста» (1847) немецкого писателя К. Ф. Гуцкова, изобиловавшая отступлениями от исторической правды как в передаче фактов, так и в обрисовке личности Акосты, тем не менее надолго оказалась основным источником представлений об Акосте среди широкой публики и оказала влияние на ряд последующих произведений. Особенно большой успех эта трагедия имела в переработке на идиш на еврейской сцене в Восточной Европе и в Северной Америке в конце XIX — начале XX веков.
  • В конце XIX века был опубликован интересный очерк об Акосте И. Зангвилла (в книге «Мечтатели гетто», 1898).
  • В 1935-38 гг. на иврите вышла трёхтомная биография Акосты И. Тверского.
  • По мотивам трагедии Гуцкова первая в России женщина-композитор Валентина Семеновна Серова, жена композитора Александра Николаевича Серова и мать известного художника Валентина Александровича Серова, написала одноименную оперу, которая считается одним из лучших её произведений (первая постановка — 1885).

Книги

  • «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом» 1624

Источники

  • Статья «Уриэль Акоста» в Электронной еврейской энциклопедии
Поделиться: