Родился в Москве 5 июля 1930 года в семье служащего. Отец — Кожинов Валериан Фёдорович, инженер, 1903 года рождения; мать — Кожинова Ольга Васильевна, домохозяйка, 1904 года рождения; брат Кожинов Игорь Валерианович, прораб Мосстроя, 1939 года рождения. В 1948 году окончил среднюю школу и поступил в Московский университет на филологический факультет, который закончил с отличием в 1954 году. После окончания университета учился в аспирантуре Института мировой литературы. С 1957 года работал сотрудником отдела теории литературы в этом институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию.
По утверждению самого Кожинова, с начала 1990-х он был одним из самых издаваемых академических ученых.
По опубликованным воспоминаниям Алексея Пузицкого, двоюродного брата Вадима Кожинова, до ВОВ семья Кожиновых жила около Девичьего Поля, на втором этаже старого деревянного дома построенного дедом, действительным статским советником и директором гимназии В.А. Пузицким, непосредственно перед войной Кожиновы получили новую квартиру в доме у Донского монастыря.
Более сорока лет был женат вторым браком на литературоведе Елене Ермиловой, «еврейке по национальности и православной по вероисповеданию», дочери литературного критика В. В. Ермилова. Первый брак был со студенткой МГУ Людмилой Рускол.
В январе 2001 года у Кожинова обострилась язвенная болезнь, повлекшая смерть, по медицинскому диагнозу, от «острого желудочного кровотечения», за несколько лет до смерти Кожинов жаловался Льву Аннинскому на постоянно ухудшающееся здоровье.
Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Написал более 30 книг, основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии), истории России. Многие критики особо выделяли книгу Кожинова «Тютчев». Кожинов добился публикации трудов М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» в 1963 году и «Творчество Франсуа Рабле» в 1965-м, принял активное участие в их изучении, немало сделал для популяризации поэзии Рубцова.
В начале 2000-х ректор университета Владимир Сосновский и заведующий кафедрой литературы АГПУ Юрий Павлов организовали ежегодную Международную научно-практическую конференцию «Творчество В. В. Кожинова в контексте научной мысли ХХ-ХХI веков».
По воспоминаниям литературного критика Владимира Бондаренко в советской литературной политике Вадим Кожинов обладал достаточным влиянием, чтобы организовать практически любое книжное издание, он же отмечал, что Кожинов «умело влиял на целое поколение поэтов и критиков». Литературный критик Кирилл Анкудинов называл Кожинова «профессиональным делателем поэтов».
Израильский историк Даниэль Романовский, в своём интервью причисляя Кожинова к отрицателям Холокоста, упрекнул его в отсутствии ссылок на источники и отметил вторичность тезисов. Павел Полян, анализируя очерк «Война и евреи», пишет что «Сам Холокост Кожинов не отрицает, но оспаривает его масштаб и ставит его в ряд с потерями русского народа». Мария Альтман полагает, что Кожинова нельзя причислять к явным отрицателям Холокоста, отмечая, так же, как Романовский, что его тезисы не оригинальны и вполне укладываются в систему западного ревизионизма.
Критик Наталья Иванова, на примере спора Б. Сарнова с В. Кожиновым, утверждала, что «с кожиновской логикой управиться при помощи фактов было, естественно, невозможно: демагогия непобедима».
По воспоминаниям издателей, сам Вадим Кожинов говорил, что профессиональные историки его «не считают за своего», издатель так же отмечал, что «он (Кожинов) не работал с архивными документами, но тщательно следил за последними достижениями узких специалистов, в частности, в археологии, и затем использовал эти труды для выстраивания своей концепции общественных отношений и исторических связей». Писатель Борис Споров так же писал, определяя Кожинова «историческим публицистом-просветителем», что «ни по образованию, ни по характеру В. В. Кожинов не был историком. Он не работал с архивами, не определял приоритеты развития общества, не исследовал заново те или иные исторические периоды. Его источниками были готовые исследования». Илья Глазунов обращал внимание на то, что Кожинов «был во многом идеологическим цензором-комиссаром органа Союза писателей» и стал заниматься исторической наукой только «в последние годы своей жизни, став яростным норманистом», так же художник уточнил, что «не стремился к общению с ним, не считая его для себя авторитетом в литературоведении и тем паче в живописи, а также в истории», надо отметить, Станислав Куняев высказал недоумение по поводу подобного критического высказывания Глазунова о Кожинове напомнив о прежней симпатии художника к критику. В конце 2000-х годов газета «Литературная Россия» обращала внимание читателей на то, что «современная историческая наука практически никак не отреагировала» на исторические опыты Кожинова. По мнению журналиста Надежды Ажгихиной и историка Виктора Шнирельмана, историческая публицистика Кожинова относится к жанру фолк-хистори.
В 1989 году Кожинов принимает предложение о выдвижении кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Щёлковскому избирательному округу и проигрывает выборы Николаю Травкину. Кожинов никогда не состоял ни в одной партии, но в преддверии президентских выборов 2000 стал доверенным лицом Геннадия Зюганова, чем, по утверждению журналиста Виктора Кожемяко, искренне гордился. В 1999 году, Кожинов, в беседе с Владимиром Липуновым, утверждал, что он сам «не только не член партии, но ещё и антикоммунист с большим стажем, но в нынешних условиях, — никуда не денешься, — получается, что КПСС — одна из опор страны».