Популярные
На фото Валентин Витальевич Лебедев

Валентин Витальевич Лебедев

советский космонавт, дважды Герой Советского Союза
Дата рождения:
1942-04-14
Биография

Биография

В 1959 году после окончания средней школы поступил в Оренбургское авиационное училище. В 1960 году в связи с сокращением Вооруженных Сил училище расформировали, и Лебедев поступил на факультет летательных аппаратов Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. Параллельно с учёбой освоил профессию летчика: начал с планеров КАИ-12, потом — поршневые самолеты ЯК-18, затем реактивный Л-29 и вертолет МИ-1.

Первое заявление в отряд космонавтов на имя Каманина Н. П. написал, будучи ещё студентом МАИ, в 1963 году, и был рекомендован комсомольской и партийной организациями института.

После окончания института в 1966 году Лебедев добился направления на работу в знаменитое Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, возглавляемое С. П. Королевым (с 1979 года — Головное конструкторское бюро НПО «Энергия»), где работал инженером, старшим инженером, старшим научным сотрудником.

В 1967 году в качестве технического представителя головного предприятия ракетно-космической отрасли участвовал в экспедиции на кораблях 8-й поисковой эскадры ВМФ СССР в акваторию Индийского океана для поиска и технического обслуживания космических аппаратов «Зонд» по лунной программе «Л-1». В 1968 году был руководителем группы специалистов в Индии, обеспечивая техническое обслуживание космической станции «Зонд-5», облетевшей Луну и впервые доставившей материалы съёмки на Землю.

Работая в испытательном комплексе, занимался отработкой средств спасения экипажей кораблей «Союз» после посадки на сушу и на воду, участвовал в подготовке к лётно-конструкторским испытаниям кораблей «Союз», «Союз Т», «Прогресс» и орбитальных станций «Салют-4, ?5, ?6», руководил на Байконуре оперативно-технической группой управления на участке их выведения. В качестве инструктора-методиста готовил на комплексном тренажере в ЦПК экипажи кораблей «Союз-4» — «Союз-9» и экипаж первой орбитальной станции «Салют-1», разрабатывал бортовую документацию по управлению кораблем и орбитальной станцией, методики ручного, автоматического сближения и стыковки КК, выполнения научных экспериментов и исследований.

В 1969 году прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем и получил заключение Главной медицинской комиссии о годности к спецтренировкам.

В 1972 году учился в школе летчиков-испытателей МАП СССР, но в связи с зачислением в отряд космонавтов (решение Государственной межведомственной комиссии и Приказ МОМ № 88 от 22 марта 1972 г.) был отозван на подготовку к космическому полету. В ходе обучения освоил пилотирование самолетов «Миг-15» и «Миг-21». В 1973 году, будучи дублёром, вместе с П. Климуком, по результатам подготовки к полёту решением Госкомиссии были назначены основным экипажем, сумев преодолеть сложившийся тогда подход к праву на полёт не по заранее определенной руководством очередности, а по знаниям и слаженности работы в экипаже и с персоналом центра управления. За успешное выполнение программы научных исследований на корабле «Союз-13» с системой телескопов «Орион-2» Лебедеву были присвоены звания «Летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». Эта работа положила начало астрофизическим наблюдениям в космосе в ультрафиолетовой области спектра.

После завершения полёта продолжал работать в НПО «Энергия» на должности инструктора-космонавта-испытателя 3 класса. В 1974 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме: «Методы построения единого комплекса технических средств для подготовки экипажей космических кораблей и отработки компоновки корабля», в которой обосновал необходимость создания стенда-полигона с использованием унифицированных имитаторов внешней обстановки (звездное небо, трассы полета, сближения и стыковки и т. д.) для приобретения экипажами навыков управления в условиях, максимально приближенных к реальным, и предложил научно-технические решения, которые нашли практическое воплощение.

В 1982 году на космическом комплексе «Союз Т-5»-«Салют-7»-«Прогресс» совершил рекордный, в то время, по длительности 211-суточный космический полет с А. Березовым. За время полёта выполнил обширную программу научно-исследовательских и прикладных экспериментов. За успешное выполнение полёта и достигнутые результаты был награждён вторым орденом Ленина и Золотой медалью «Героя Советского Союза» с присвоением звания инструктор-космонавт-испытатель 1 класса.

Во время двух космических полетов В. В. Лебедевым выполнено более 300 научных экспериментов и исследований в разных областях науки, часть которых является уникальными. Определены характеристики состава атмосферы вокруг станции, измерено поле виброускорений внутри орбитального комплекса, отработаны методы получения сверхчистых биологических материалов, впервые растение «арабидопсис» в условиях космоса прошло полный цикл развития.

По разработанной им методике автономной навигации и управления ориентацией станции была достигнута возможность расчёта географических координат объектов, наблюдаемых вне плоскости орбиты, что позволило со станции «Салют-7» выявить новые кольцевые структуры, разломы, и нанести их на космогеологическую карту страны. В результате удалось уточнить направление поиска нефти и газа в районе Тенгиза и ускорить обнаружение некоторых полиметаллических месторождений на Алтае.

С 1983 года проходил подготовку в группе космонавтов в качестве бортинженера по программе «Буран». В 1985 году, продолжая работать в НПО «Энергия», защитил в МАИ докторскую диссертацию на тему «Методы повышения эффективности научных исследований на орбитальных станциях», в которой впервые выполнил анализ деятельности космонавта в сложной технической среде, оптимизировал структуру бортового комплекса научной аппаратуры и автономных средств управления станцией как систему, обеспечивающую выполнение широкого круга астрофизических и природно-ресурсных исследований с минимальными затратами топлива. Предложил и обосновал целесообразность размещения съёмочной аппаратуры на автономной платформе с внешней стороны станции, что позволяет освободить экипаж от выполнения множества рутинных операций. Участие в космических исследованиях и полученные результаты определили круг его научных интересов, включающий навигацию, астрофизику, физику земной атмосферы, космическое землеведение, геологию. В каждую из этих областей знаний он внёс творческий вклад.

За работу по советско-французской космической программе на ОС «Салют-7» награждён орденом офицера Почётного легиона (Франция). Президент Федерации акробатики СССР (1975—1991). Член Национального Олимпийского комитета СССР (1976—1991).

Будучи уже космонавтом, в течение нескольких лет с 1975 года, во время своих отпусков, работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали в качестве командира студенческого отряда МАИ, за что в 1985 году награждён медалью «За строительство БАМа».

В 1984 году за достижения в области космических исследований был награждён Золотой медалью К. Э. Циолковского, вручённой Академией Наук СССР.

С 1989 года работал заместителем директора Института географии АН СССР по научной работе, исполняя также обязанность руководителя Геоинформационного центра при том же институте. В 1991 году, после преобразования Геоинформационного центра в самостоятельную организацию — Научный геоинформационный центр, продолжил работу директора в этой организации. Под его руководством разработана концепция создания и принципы построения региональных геоинформационных комплексов как ядра формирования геоинформационной сети страны (создана теория, математические средства и основные программные модули, позволившие выполнить ряд крупных тематических проектов). Этим он заложил фундамент научной школы в прикладной космонавтике.

26 мая 2000 первым из космонавтов избран член-корреспондентом РАН.

Свои знания и опыт В. В. Лебедев передает студентам, аспирантам, стажёрам, выступая с лекциями, докладами на научных семинарах и конференциях. Результаты его научной работы внедрены в учебный процесс Московского авиационного института. Учебные пособия «Комплексный анализ безопасности полётов» и «Проектирование систем космического мониторинга» используются при курсовом и дипломном проектировании на факультетах МАИ. В студенческом конструкторском бюро при его непосредственном участии были впервые в мире спроектированы и изготовлены малоразмерные спутники «Искра-1», «Искра-3» и лично им экспериментально отработаны в условиях космоса и впервые запущены с борта орбитальной станции. 21 июня 2006 года решением ВАК В. В. Лебедев утверждён в звании профессора по кафедре «Космические системы и ракетостроение» МАИ.

В 2007 году за большой вклад в развитие науки награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Главная черта в характере В. В. Лебедева — неравнодушное отношение ко всему, за что берётся, доводя дело до положительного результата. Максималист по отношению к себе и окружающим, он считает, что ограничиваться в профессии космонавта только умением выполнять набор пусть даже большого количества сложных операций по обслуживанию, ремонту техники и проведению экспериментов, нельзя. Здесь роль человека должна быть значительно шире предъявляемых ему требований, главное — реализация творческих способностей человека проникать в мир окружающей среды через восприятие, осмысление в сопоставлении с известным, находить новое в знаниях. И, конечно, раскрытие его индивидуальности через преодоление трудностей ради общего успеха и взаимопонимания в экипаже и с Землей. Именно эта личностная способность к космоплаванию и должна определять суть профессии космонавта.

У него есть мечта, чтобы в школах страны, наконец, был введён урок космической географии, так как мы располагаем огромным материалом космической съёмки Земли, а дети продолжают изучать её, не получая целостного представления о ней, как о живой планете. Нет «Образа Земли», не воспитывается географическая культура, так как исторически приучены рассматривать проблемы своего обитания на Земле раздельно, как жизнь того или иного народа, страны, нации… Отсюда местническое восприятие мира и его проблем. Без современной географической культуры, то есть без знаний о месте обитания всех нас, науки о своем большом доме, нельзя формировать мировоззрение людей, чтобы оптимистично смотреть в будущее развития экономики, политики, межнациональных и межгосударственных отношений, если мы собственный дом не видим в целом, а только представляем его, изучая частями.

Семья

  • Супруга — Лебедева Людмила Витальевна (род. 1943), инженер, в настоящее время пенсионерка.
  • Сын — Лебедев Виталий Валентинович (род. 1972), юрист и экономист.
  • Лебедев В. В. имеет внука и внучку. Живёт и работает в Москве.

Награды и звания

  • Дважды Герой Советского Союза (28 декабря 1973 и 10 декабря 1982)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 2007) — за большой вклад в развитие науки и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Два ордена Ленина (28 декабря 1973 и 10 декабря 1982)
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1985)
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1982)
  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (4 июня 1999) — за большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку высококвалифицированных кадров и в связи с 275-летием Российской академии наук

Является почётным гражданином многих городов России и стран СНГ, а также города Форт-Уэрт (США). По предложению НАСА избран почётным гражданином штата Техас (США). Занесён в международную «Книгу рекордов Гиннеса» (1984, с.79). В его честь малой планете (), зарегистрированной в международном каталоге под № 10015 = 1978 SА5, по решению Международного Астрономического Союза присвоено имя ValenLebedev (Minor Planet Circular № 60298, 2007 July 30).

Книги и научные работы

Во время полёта на космическом комплексе «Салют-7»-«Союз Т-5»-«Союз Т-7» Лебедев ежедневно детально документировал свой полет и во время полета написал книгу «Моё измерение», основанную на записях в бортовых дневниках.

Является автором 157 научных работ, в том числе девяти монографий и 26 изобретений.

Поделиться: