Популярные
На фото Варвара Дмитриевна Бубнова

Варвара Дмитриевна Бубнова

русская художница и педагог
Биография

Биография

  • Отец Дмитрий Капитонович Бубнов (?—1914), коллежский советник, мелкий банковский служащий, по словам Веры Дмитриевным: «…Философ и мечтатель, чиновной карьеры не сделал… На наше счастье, наследником своих богатств дед сделал своего единственного сына. Это был своеобразный Гаев „Вишнёвого сада“: вероятно он сам не заметил, как его долги переросли стоимость большого отцовского наследия!».
  • По линии матери Анны Николаевны (ур. Вульф) (1854—1940) Варвара Бубнова была потомком старинного дворянского рода тверских Вульфов, друзей Пушкина.
  • Мария Дмитриевна Бубнова (1884—1963) старшая из сестёр, пианистка, педпагог.
  • Младшая сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно (1890—1979), скрипачка, педагог, как и В. Д. Бубнова внесла свою лепту в культуру Японии. Она была первым педагогом, начавшим занятия скрипкой с детьми (ранее японцы начинали обучение скрипичному искусству только взрослыми). По мужу плeмянницей ей приходилась Йоко Оно жена Джона Леннона. Также награждена орденом Драгоценной Короны четвёртой степени.

Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию — её alter ego

.

Творчество

В 1913 г. она стала членом Союза молодежи и участвовала в художественных выставках с Маяковским, Бурлюком, Ларионовым, Гончаровой и Малевичем.

C 1919—1922 Бубнова живёт в Москве и работает в Институте художественной культуры (Инхук), наряду с Василием Кандинским, Робертом Фальком, Любовью Поповой, Варварой Степановой, Александром Родченко.

В 1923 г. она переезжает в Японию, где живёт до 1958 г. В это время Бубнова в основном пишет натюрморты, начинает работать в технике литографии.

С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945—2003) и Александр Лозовой (1949).

Подробнее

(16.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград). Родилась в дворянской семье. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник. Мать урождённая Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Варвары и её сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. В.Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Выйдя замуж за соученика, теоретика русского авангарда В.Матвея (Матвейса, псевд.В.Марков), вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с мужем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти мужа (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 русский язык и литературу в университете Токио Васэда. В.Бубнова вырастила несколько поколений японских русистов. Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы В.Бубнова была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В.Д.Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). После т.н. «путча молодых офицеров» (1936) Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. При жизни Бубновой состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.


Альтернативная биография

В.Д. Бубнова училась в 1907— 1914 у Н.Н. Дубовского в Пе­тербургской Академии худо­жеств. В 1914 она получила звание художника за картину "Поздняя осень" Под впечатлением от знакомства в 1910 с собраниями новой французской живописи С. Щу­кина и И. Морозова и поездки в Италию в 1911. Бубнова в 1912 вступила в «Союз моло­дежи» — одно из самых ради­кальных творческих объедине­ний той поры. Будучи талантливой представительницей но­вого поколения свободомысля­щих русских женщин в облас­ти культуры, Бубнова сама оп­ределила свой жизненный и творческий путь, который при­вел её в 1922 (после пятилет­него пребывания в Москве, где она работала с 1917 но 1922 научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Рос­сийского Государственного ис­торического музея) в Японию. Наследовав принципы русско­го авангарда «серебряного ве­ка», в первую очередь его экс­прессионистического и «неоп­римитивистского» крыла, Буб­нова оказалась удивительно чуткой к воздействию восточ­ной эстетики и в наибольшей степени японской графики. В годы жизни в Японии она соз­дала полотна «Портрет переводчика X. Никамуры» (1927), «ЯПОНЕЦ В КИМОНО» (1939), «Следы войны» (1949), «Хризантемы» (1943, ГРМ). Эти работы, тонкие по живо­писи, сочетают в себе достиже­ния русского авангарда и уди­вительный японский колорит восприятия мира. Бубнова ил­люстрировала также книги русских писателей для япон­ских издательств. Уже в 1923 она поступила в Токийское ху­дожественно-прикладное учи­лище, где изучала технику ли­тографии. Цветная графика разных лет составляет наи­большую часть её творческого наследия. Оно состоит из работ разных по жанру и технике (бытовые ком­позиции, пейзаж, портрет, станковые работы, книжные иллюстрации; ксилография, акварель, литография, тушь, темпера, пастель и карандаш). После возвращения в 1958 в СССР, Бубнова сохранила вер­ность новаторским идеалам прежних лет, дух независимо­сти и приверженность лучшим достижениям культуры Восто­ка и Запада. Её работы тех лет: «На берегу моря» (1959-1960), «Домик под горой» (1964). В СССР со­стоялись персональные вы­ставки художницы: в 1958 в Сухуми, в 1960 — в Тбилиси, в 1961 — в Москве, Харькове, в1962 в Ленинграде Бубнова — Кавалер японского ор­дена Драгоценной короны IV степени.

Художник, пропагандист рус. языка в Японии, засл. художник Груз. ССР (1966). В детстве и юности часто бывала в имении деда по материнской линии Н. И. Вульфа в с. Берново Старицкого у. Окончила Высшее художеств. уч-ще при АХ в Петербурге (1914, конкурсная работа - "Аллея Берновского парка"). В 1922-58 жила в Японии, занималась живописью и графикой, преподавала рус. яз. и лит-ру в частном ун-те Васеда, ин-те иностр. языков, ин-те при Об-ве "Япония - СССР" в Токио, подготовила несколько поколений японских переводчиков-русистов. По возвращении в Россию, вновь посетила Берново. Б. создала неск. тыс. произв. станковой графики ("Старик-крестьянин", 1929; "В океане, за рыбой", 1947; "У входа в храм", 1950) и живописи, работала также в смешанной технике ("Сухуми. Зимой у моря", 1964; "Камелии", 1967; "Портрет Елены Лозовой", 1978). Б.- автор иллюстраций к произв. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского, статей по вопросам теории иск-ва. Состоялось 6 персональных выставок в Японии, 18 - в России. В 1985 в Берновском музее А. С. Пушкина открыта пост. выставка о жизни и творчестве В. Д. Бубновой.

живописец, график, теоретик искусства, р. 17.5.1886, Петербург, ум. 28.3.1983, Ленинград, похоронена в г. Сухум (Абхазия).

  • Окончила рисовальную школу Общества поощрения художеств, в 1907 г. поступила в Петербургскую Академию художеств, закончила также Археологический институт. Под псевдонимом Д.Варварова принимала участие в выставках «Союза молодежи» вместе с В.Маяковским, К.Малевичем, Н.Гончаровой, графические работы имелись в коллекциях бывшего Румянцевского музея и других художественных музеях России. 1922-1958 гг. прожила в Японии, где прошло более 6-ти персональных выставок, а также во Франции и США, с 1958 жила в г. Сухуме, принимала участие во всех выставках СХ Абхазии, была членом СХ СССР и Абхазии. В г. Сухуме создан Дом-музей В.Д. Бубновой.
Поделиться: