Популярные
На фото Владислав Евгеньевич Бугера

Владислав Евгеньевич Бугера

доктор философских наук, профессор кафедры философии Уфимского государственного нефтяного технического университета, член секции «Материалистическая диалектика — научный атеизм» Российского философского общества
Дата рождения:
1971-01-24
Биография

Научная биография

В 1993 году окончил философский факультет Киевского государственного университета.

Темы диссертаций:

  • кандидатской «Ницшеанство как общественный феномен: его социальная сущность и роль. Социально-философское исследование» (2001 год, МГУ)
  • докторской «Отношения собственности и управления как необходимые формы человеческой деятельности» (2006 год, МГУ).

Основные работы: «Собственность и управление» (2003), «Социальная сущность и роль философии Ницше» (2004), «Сущность человека» (2005). Был составителем, переводчиком и редактором сборника статей авторов из России и США «Исторический материализм в XXI веке: необходимость обновления» (2005), соавтор коллективной монографии «Философские и прикладные вопросы методологии искусственного интеллекта» (2009).

В 2006—2009 гг. — заместитель председателя Башкирского отделения Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН (НСМИИ РАН).

Теоретические взгляды

На основе исторического материализма Бугера делает попытку объяснить развитие человека не просто через развитие общественных отношений, но в первую очередь через развитие отношений управления и собственности. Частично такую постановку вопроса можно усмотреть, пожалуй, лишь у А. А. Богданова, хотя их трактовки отношений управления и собственности существенно различаются.

Идеи Бугеры обсуждались в работах ряда авторов из России и других стран. Известный англо-американский исследователь Стивен Д. Шенфилд (англ. Stephen D. Shenfield) относит взгляды В. Е. Бугеры к постмарксистским, а немецкий политолог Андреас Умланд считает Бугеру неомарксистом. Белоногов Г. Е. считает Бугеру «представителем новой генерации философов-материалистов», а Эдуард Байков — основоположником новой философской школы. При этом основные идеи В. Бугеры стали объектом критики, которой специально посвящена отдельная работа Александра Гачикуса.

Собственность и управление

Основные идеи книги «Собственность и управление»:

  1. Отношения собственности — это отношения не между людьми и вещами, но между людьми по поводу вещей, регламентирующие социальные возможности управления практической деятельностью и вещами, вовлеченными в процесс этой деятельности. Отношения собственности определяют, кто, кем (или чем) и в какой степени управляет. Отношения собственности — это та матрица, на основе которой постоянно воспроизводятся разнообразные отношения и акты управления, разнообразные акты практической деятельности, вся вообще человеческая культура, психика отдельных людей, групп людей и всего человечества. И хотя отношения собственности первичны, а отношения управления вторичны, но познавать отношения собственности мы можем, лишь исходя из познания отношений управления. Если сравнивать общество с живым организмом, а отношения управления — с клетками, то отношения собственности есть хромосомы и гены этих клеток. Гены первичны, а клетка вторична, но изучать гены возможно, лишь исходя из изучения клетки.
  2. Отношения управления лежат в основе почти всех общественных отношений, за исключением отношений собственности. Изучая особенности отношений управления и собственности можно объяснить строение и развитие всякого общества (точно так же, как строение и развитие живого организма можно объяснить изучая его живую клетку).
  3. Идею Маркса о том, что сущность человека — это совокупность общественных отношений, Бугера конкретизирует: сущность человека, в первую очередь, есть совокупность отношений собственности и управления. Изучая отношения собственности и управления в их развитии, мы познаём все сферы человеческого бытия: от производства, распределения и потребления материальных благ до сексуальности и воспитания детей, от религии и искусства до научного творчества, от здоровой и больной психики до развития человеческой речи.
  4. Бугера выделяет три основных типа отношений управления: индивидуального (члены группы не управляют действиями друг друга), авторитарного (вертикальной координация действий в группе, начальник и подчинённые) и коллективного (горизонтальная координация, члены группы равны и направляют друг друга к общей цели). Им соответствуют отношения индивидуальной, авторитарной и коллективной собственности. Бугера считает, что эти три типа отношений управления (и соответствующие им три типа отношений собственности) присутствуют в любой группе — от двух человек до всего человечества. Вопрос в пропорциях и причинах изменений этих пропорций. Бугера считает, что изучение этих аспектов позволяет понять и объяснить загадки человеческого бытия.

Сущность человека

В монографии «Сущность человека» Бугера развил концепцию эксплуатации, как «авторитарного управления» процессами распределения производительных сил и предметов потребления.

  • Приводит доказательство, что торговый посредник — купец — скрытым образом выступает в роли «авторитарного» организатора процессов распределения материальных благ ничуть не меньше, чем банкир или хозяин-производственник — покупатель чужой рабочей силы (глава 2).
  • Показывает, что патриотизм эксплуатируемых классов является сочетанием их самообмана и обмана со стороны эксплуататоров (глава 5).
  • Опираясь на исследования ряда психологов, рассматривает гомосексуальность как неоднородное явление, обусловленное не наследственностью, а комбинациями отношений управления в некоторых типичных малых группах и в целом в обществах, воспроизводящих такие группы.

В работах «Сущность человека» (гл. 3) и «Собственность и управление» (гл. 3) Бугера утверждает, что в СССР и некоторых других странах в XX веке функционировал неоазиатский способ производства, который по своим производственным отношениям похожего на азиатский способ производства, но основан на качественно ином уровне развития производительных сил. Предпринята попытка исследовать классовую структуру неоазиатской общественно-экономической формации и закономерности её развития.

Компьютеризация

Бугера рассматривает компьютеризацию производства как материальную предпосылку социалистической революции и считает пост-НТРовский пролетариат авангардом человечества в процессе перехода к бесклассовому обществу. Это вполне соответствует мнению известного экономиста П. Друкера: «„работники знания“ не станут большинством в „обществе знания“, но … они уже стали его лидирующим классом».

Политическая деятельность

  • 1989—90 — г. Киев, член объединения «Отечественный Форум» (укр. Вітчизняний Форум) (направленность против украинских националистов).
  • 1991—92 — член Координационного совета «Союза трудящихся г. Киева» — городской организации «Союза трудящихся Украины за социалистическую перестройку» (укр. Спілка трудящих України за соціалістичну перебудову). 20 августа 1991 г. выразил, в качестве председателя оргкомитета социалистического союза студентов Украины, поддержку ГКЧП, о чем впоследствии говорил в интервью С. Шенфилду на Johnson’s Russia List как о своей политической ошибке.
  • 1992—96 — член Совета «Марксистской рабочей партии» (МРП) и редколлегии журнала «Марксист». С санкции Совета МРП сотрудничал с Комитетом за рабочую демократию и международный социализм. В 1995 г. основал Уфимскую организацию МРП, вместе с членами которой вышел из партии в январе 1996 г.
  • 1994—96 — инструктор профсоюзного объединения «Рабочее сопротивление» (в сотрудничестве со Станиславом Маркеловым)
  • 1996—98 — сотрудничает с Оргкомитетом «Международной рабочей партии», связанным с «Международной лигой трудящихся».
  • 1998—2000 — член Коллективистской фракции «Революционной рабочей партии». Фракция состояла из трех человек, из них двое — Владислав Бугера и Марлен Инсаров (интернет-псевдоним).
  • 2000—2005 — основатель (вместе с Марленом Инсаровым) и член «Группы пролетарских революционеров-коллективистов» (ГПРК). Группа изначально состояла из них двоих, постепенно ее численность выросла до 7 человек. В 2005 г. между В. Бугерой и М. Инсаровым произошёл конфликт, приведший к исключению В. Бугеры из ГПРК и фактическому распаду Группы. На руинах ГПРК возник «Интернациональный Союз Пролетарских Революционеров Коллективистов». В 2008 году в ИСПРК произошел раскол, который привел к выделению из состава организации «Союза Революционных Социалистов».
  • С 2006 года по настоящее время работает над политическим проектом «Союз коллективистов». Сотрудничает со сторонниками Интернационального коммунистического течения на территории бывшего СССР и, по некоторым направлениям теоретической и публицистической деятельности, с анархистами-интернационалистами. В настоящее время многие его политические статьи публикуются на Левокоммунистическом блоге, созданном сторонниками ИКТ из СНГ. На том же интернет-ресурсе помещена в PDF-формате книга «Документы „демократических централистов“», в публикации которой В. Бугера принимал непосредственной участие.

Издал ряд публицистических работ и научно-публицистических исследований, получивших международную известность. Большое место в политологических исследованиях и публицистике В. Бугеры занимает антифашистская тематика. Международные и отечественные исследователи ссылаются на его работы, упоминая как настоящую фамилию автора, так и один из его псевдонимов — «Г. Васильев» (изначально опубликованные под этим и другими псевдонимами работы Бугера впоследствии переиздавал и под своим именем).

В. Бугера активно публикует в своем блоге и в интернет-форумах (прежде всего на Mail.Ru) тексты Интернационалистической коммунистической тенденции (до 2009 года организация назвалась Интернациональным бюро за Революционную партию).

С подачи В. Бугеры термин «коллективизм» приобрел в лексиконе постсоветских левых активистов, кроме прочих своих функций, еще и такие, как самоназвание определенных политических групп и их идеологических установок.

Библиография

  • Wladislaw Bugera. Der Antisemitismus der «echten Internationalisten» // Direkte Aktion. — September 1994.
  • Бугера В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. — Уфа: Гилем, 2004. — (тираж 400 экз., ISBN 5-7501-0465-6); — М.: КомКнига, 2005 (тираж 500 экз., ISBN 5-484-00120-X); — М.: КомКнига, 2010 (изд. стереотипное, тираж 500 экз., ISBN 978-5-484-01062-2).
  • Исторический материализм в XXI веке: необходимость обновления: Сборник статей / Сост. и ред. В. Е. Бугера. — М.: Компания Спутник+, 2005. Тираж 100 экз., ISBN 5-93406-924-1
  • Философские и прикладные вопросы методологии искусственного интеллекта. — М.: Машиностроение, 2009. — Гл. 1, п. 5: Компьютеризация производственной деятельности как одна из необходимых предпосылок перехода к бесклассовому обществу. — С. 71-79. Тираж 500 экз., ISBN 978-5-217-03453-6.
  • Бугера В. Е., Шакиров И. А. О ценности сомнения в познании: современные аспекты старого вопроса // Философские науки. — 2007. — № 9. — С. 129—140.
  • Денк С. О. Энергетические источники и ресурсы близкого будущего. — Пермь: Издательский дом «Пресстайм», 2007. — С. . Тираж экз., ISBN 5-98975-115-X

Критика

  • Завалько Г. А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии. — М., КомКнига, 2006. — С. 195—197. ISBN 5-484-00553-1
  • Здоров А. А. Государственный капитализм и модернизация Советского Союза: Марксистский анализ советского общества. 3-е стер. изд. — М.: Комкнига, 2007. — С. 11-12. ISBN 978-5-484-00822-3
Поделиться: