Популярные
На фото www.liveinternet.ru

www.liveinternet.ru

Биография

Биография

Евгений Матвеев. Концептуальный художник, живописец, график. Родился в семье военнослужащего в 1950 году. По окончании средней школы в 1966 году поступил во Львовский полиграфический институт им. Ивана Федорова на Киевский вечерний факультет, который окончил в 1972 году. Ученик профессоров Михаила Иннокентьевича Иванова, Бориса Васильевича Валуенко и Ольги Ильиничны Крыловой. В последующие годы сотрудничает с ведущими украинскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Один из ведущих художников книги Украины. С 1976 по 1986 гг. сотрудник и руководитель Экспериментальной художественной редакции при Госкомиздате УССР. С 1978 года член Национального союза художников. Один из основателей и первый заместитель Председателя правления Киевского союза художников книги. Председатель секции всеукраинского конкурса "Искусство книги". Основатель и идеолог творческого объединения художников "New Mat". Член правления Ассоциации артгалерей Украины. Член експертного Совета Центра современного искусства «Совиарт». Член Совета Фонда содействия развитию искусств. Член Арт Виста Клуба. Занимается фотографией, видеоартом, компьютерным искусством. Работает в области почти всех видов современного изобразительного искусства, профессионально занимается актуальным искусством, находится в постоянном поиске новых художественных технологий и практик. Евгений Матвеев является одним из активных участников становления актуального искусства на Украине. Современное Украинское Искусство. В 1983 году за цикл офортов к "Капиталу" Карла Маркса ему присуждена Национальная премия Украины им. Тараса Григорьевича Шевченко. В 2004 году получает звание Заслуженный художник Украины. Живёт и работает в Киеве. Жена Марина Матвеева, художник, член творческого объединения художников "New Mat". Сын Алексей Матвеев, художник, член "New Mat".

Творчество

Проект «Вдоль стены»

Проект строг, понятен, лаконичен и провокативен. Фундаментом созданного – ставновится странность. Человеческая странность как составляющая вселенной. Гомосапиенс не может жить без создания препятствий. Необходимость космическая, заставляющая эти препятствия самоотверженно преодолевать. Построенная титаническими усилиями стена пробивается собственным лбом в прямом и переносном смысле. Препятствия воздвигаются по собственной инициативе и по несобственной. Вторые, как правило, построены издавна и надежно. Они основаны на массе предрассудков, ложных постулатов, псевдоучениях лжепророков, авантюристов и проходимцев. Чем дальше к нашему времени, тем надежнее такие деяния скреплены жесткими государственными структурами и религиозными предрассудками – бетоном, для разрушения которого необходимы десятилетия коллективных усилий, а то и столетия. Любая стена, прежде всего, перекрывает путь к свободе – свободе мышления, свободе самовыражения, свободе самореализации, свободе принятия решений вне зависимости от восприятия окружающих. В то же время тезис Спинозы – «Свобода есть осознанная необходимость» – возбуждает в мозгу множественный ряд вопросов на которые не всегда легко дать ответы. Проект «Вдоль стены» как раз об этом. Свобода априори не может базироваться на насилии и унижении себе подобных, на безразличии к боли и страданиям окружающих, на удовлетворении своих алчных желаний. При этом существующие псевдоморальные законы и псевдоэтические нормы и являются теми стенами, тем препятствием, которые тормозят духовное развитие человечества. Эти законы и нормы, покрытые плесенью веков, никогда по настоящему не работали, потому что были мертвы, по сути. Примеры просты, убедительны и лаконичны. Древняя Иудея и Римская империя, уничтожение Инков и индейцев Америки, Инквизиции или империалистические войны, Нацистская Германия или коммунистический геноцид СССР, современный Ирак и Афганистан. Миллионы убиенных. Миллионы искалеченных судеб. И это «еще не вечер». Законы и нормы давным-давно превратились в своеобразную игру в религию, в межнациональные фанатические террористические акты, порождающие, в конечном счете, страх, неверие, безразличие и разочарование. В сегодняшнем, очень кризисном мире все рельефнее проявляются противоречия и конфликты, все больше расширяется пропасть между нищетой и богатством, эгоизм не знает границ. Есть все основания предположить, что человечество уже находится на пороге очередной губительной войны, в которой неведомо кто победит и будут ли победители вообще.

Арт проект «Вдоль стены» состоит из 10 композиций (1,5 х 3 м каждая) и одного видеоарта. Все композиции и видеоарт специально не имеют названий и обозначены под номерами. «Обнажение 1», «Обнажение 2», «Обнажение 3» и так далее. «Обнажение» в определенной степени ассоциируется с раем и адом одновременно. Это своеобразный натянутый нерв, на котором расположены 11 нервных центров и каждый из которых ответственен за определенную мировую проблему. Зритель приглашается в соавторы проекта и ответственен за вычленение собственной проблемы, в чем ему помогают скрытые мотивы и рефлексии автора. Это не жесткие композиции в духе немецкого академизма и вовсе не нудистские или эротические мотивы снятые скрытой камерой. Это ключ к пониманию своей и чужой проблемы.

Пускай каждый зритель, хотя бы мысленно, встанет обнаженным перед зеркалом, желательно на фоне стены, вдоль которой он крадется всю свою жизнь. Сегодня только ленивый не вспоминает Фройда. Проект вдоль стены ничего общего с психоанализом не имеет. Зрителю будет над чем поразмыслить если он захочет покопаться в своих скрытых желаниях и мотивах множества своих поступков. Индивидуально. Без подсказки врача, медиума или художника. Все композиции задуманы и осуществлены как законченные зеркала, имеющие массу эстетических, этических и философских подтекстов. Возможно, зрителю удастся вычленить определенные тенденции, художественные и композиционные принципы, моральные и этические нормы. Может быть. Но суть не в этом. В конечном счете жизнь зависит лишь от того как проживает ее каждый. Автор рассчитывает передать окружающим ту энергию зазеркалья, которая вела его при осуществлении этого проекта от одного нервного центра к другому. Это не догма. Опыт не завершен. Оказалось, что конца этим центрам и нервным струнам вообще нет.

Проект "Коммуникации 21"

Основной базовой темой проекта «Война» является попытка разобраться в том, каким образом действует на сознание зрителя насилие Образом. Здесь не суть важно, в какой именно сфере человеческого бытия происходит это насилие. Будь то политика или экономика, мистика или реальность, повседневная рутинная жизнь или существование в мире иллюзий, наука или религия. Стоит только абстрагироваться от оценки безусловных достоинств современных средств коммуникации и массмедийных технологий, то, как ни парадоксально, на первый план выходит осознание того, что именно эти средства и технологии являются по настоящему людоедскими. Более того!!! Они формируют своеобразную наркотически зависимую личность, для которой антропофагия является повседневным состоянием. Исследование этого постулата художническими средствами с применением медийных принципов построения образного пространства – вот суть проекта «Война». Можно констатировать, что в особенности современное телевидение, как наиболее массовая коммуникация, ведет своеобразную, неосознанную как некоторым кажется, войну на витальном уровне со зрителем. Нет ни малейших сомнений, кто выйдет победителем в этой войне. Это одна из наиболее серьезных проблем современного информационного общества оказывающая решающее влияние на формирование сознания и, в конечном счете, дальнейший путь прогресса. Выступая на философском конгрессе «Образ и насилие» в Бразилии – Декан философского факультета Сан-Паульского католического университета Норвал Байтелло (младший) с безоглядностью конквистадора заявил: «Антропофагия» выступает за предлогику, за вид первобытной логики, с помощью которой культурная традиция перерабатывается и не просто передается, но и является объектом подражания. Как в примитивных обществах только враги могли быть съедены, с тем, чтобы их силой усилить себя, так “Антропофагия” – интернациональный поток тенденций, моды, — хочет селективно усваивать и так сказать переварить, т. е. переработать, и, при этом не на националистических критериях, а на таких, как эффективность и витальность».

Награды

  • 1983, Москва, СССР. Серебряная медаль Академии художеств СССР.
  • 2009, Львов, Украина. Первая премия международной Львовской книжной ярмарки 2009
  • 1982, Лейпциг, Германия. Серебряная медаль международной ярмарки IBA-82.
  • 1983, Киев, Украина. Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.
  • 1971-2009, Более 50-ти премий и дипломов первой, второй и третьей степени в СССР и Украине.
  • 1977, Лейпциг, Германия. Бронзовая медаль международной ярмарки IBA-77.
  • 2009, Киев, Украина. Гран-при конкурса "Книга года" 2009.

Биеннале

  • 1984 — 7-ая биеннале графических искусств, Норвегия.
  • 1987 — Биеннале Балтийского моря, Германия.
  • 1990 — Premio Internazionale Biella per l'Incisione 1990, Бьелла, Италия.
  • 1990 — Осенний салон в Париже, галерея «Слава», Париж, Франция.
  • 1997 — Проект «Фотосинтез». Международный арт фестиваль, Киев, Украина.
  • 2005 — Проект «In the Army Now». Международная фотобиеннале 2005. Галерея «Лавра», Киев, Украина.
  • 2007 — Проект «Противостояние». Международная фотобиеннале 2007. Фонд содействия развитию искусств, Киев, Украина.
  • 2006 — Проект «In the Army Now». Международная фотобиеннале 2006. Стокгольм, Швеция.

Персональные выставки

  • 1995 — Выставка 11 живописных работ художника для коллекции интерконтинентальной компании Marvol, все работы приобретены в коллекцию, Кейптаун, ЮАР.
  • 2003 — Проект «Jam Session Art», «Казанка 5-М2». ЦСИ Совиарт, Морская галерея, Одесса, Украина.
  • 1994 — Выставка 78 живописных работ художника для коллекции российского отделении интерконтинентальной компании Marvol, все работы приобретены в коллекцию, Москва, Россия.
  • 2008 — Проект «Мыло». ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 2002 — Проект «Windows». Фонд содействия развитию искусств, Киев, Украина.
  • 2003 — Проект «Jam Session Art», «Perdido». ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 1999 — Проект «Рефлексии, Тарас Шевченко». Киев, Украина.
  • 2009 — Проект «Металлические сердца», Галерея «Лавра», Киев, Украина.
  • 1995 — Выставка 42 живописных работ художника для коллекции MV Deutsch Bank, все работы приобретены в коллекцию, Москва, Россия.
  • 2004 — Проект «Jam Session Art», «Сопливый кролик». ЦСИ Совиарт, арт-клуб К-11, Киев, Украина.
  • 1995 — Выставка 7 живописных работ художника для коллекции Concord-Trevel Australian, все работы приобретены в коллекцию, Москва, Россия.
  • 2003 — Проект «Цифровое искусство». ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 2010 — Проект «Выбор народа». ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 1995 — Выставка живописных работ художника и настенная фреска в интерконтинентальной компании Marvol, Претория, ЮАР.
  • 2008 — Проект «Ничего личного». ГогольФест, Художественный арсенал, ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 2009 — Проект «Вдоль стены». Галерея художественного Арсенала, Киев, Украина.
  • 2005 — Проект «Сны о Дрезденской галерее». Berlin Capital Club. Берлин, Германия.
  • 2007 — Проект «New Mat Assault Art group». Кемниц, Германия.
  • 2009 — Проект «Война». ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.

Групповые выставки

  • 1983 — 4-ая республиканская выставка «Художник и книга», Киев, Украина.
  • 1984 — Выставка советских и немецких художников, Берлин.
  • 1979 — 3-ая республиканская выставка «Художник и книга», Киев, Украина.
  • 1997 — Проект «Тревожное время». ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 1995 — Экспозиция украинских художников, Оттава, Канада.
  • 1999 — Экспозиция в Национальном художественном музее, Киев, Украина.
  • 1985 — Выставка Советской Украины, Россия.
  • 2000 — Проект «1+1». ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 1988 — Выставка советских графиков, Бразилия.
  • 1986 — Выставка украинских художников, Швейцария.
  • 1984 — Выставка советских графиков, Кипр.
  • 2005 — Проект «Сны о Дрезденской галерее». Berlin Capital Club. Берлин, Германия.
  • 1987 — Молодые советские художники 80-х, Румыния.
  • 1975 — 2-ая республиканская выставка «Художник и книга», Киев, Украина.
  • 2001 — Проект «Quo vadis, Homo?». Международный арт фестиваль, Фонд содействия развитию искусств, Киев, Украина.
  • 1985 — Художники против войны, Польша.
  • 1993 — Современное искусство Украины, Лиль, Туке, Франция.
  • 1988 — Выставка советских художников, Египет.
  • 1985 — Выставка советских художников, Монголия.
  • 1998 — Проект «Клон». Международный арт фестиваль, ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 1982 — 60 лет СССР, Ленинград.
  • 1988 — Выставка советских художников, Никарагуа.
  • 2004 — Проект «Современный украинский принт», части І и ІІ. Украинский фонд культуры, Киев, Украина.
  • 1987 — Выставка советских художников, Япония.
  • 1987 — Выставка советских художников, Италия.
  • 1977 — Международная книжная ярмарка «IBA-77», Лейпциг, Германия.
  • 1982 — Выставка советских художников, Братислава.
  • 1992 — Арт саммит «Украина — Техас», Киев, Остин, Украина, Техас.
  • 2007 — Проект «Современный украинский портрет», часть ІІІ. Украинский фонд культуры, Киев, Украина.
  • 2000 — Всеукраинский проект «Новая генерация». Киев, Украина.
  • 1992 — Выставка современного искусства, Женева, Швейцария.
  • 2007 — Проект «Hat / Head», конкусный отбор на Венецианскую биеннале 2007. Галерея «РА», Киев, Украина.
  • 2004 — Проект «Современный украинский портрет», части І и ІІ. Украинский фонд культуры, Киев, Украина.
  • 1971 — 1-ая республиканская выставка «Художник и книга», Киев, Украина.
  • 1999 — Проект «Экология души», часть І. Фонд содействия развитию искусств, Киев, Украина.
  • 2000 — Транс медиа-проект «Чистая комната». Киев, Украина.
  • 2010 — Проект «Карфакс». Галерея Кодьяк, Торонто, Канада.
  • 1999 — Проект «Экология души», часть ІІ. Фонд содействия развитию искусств, Киев, Украина.
  • 1985 — Выставка советских графиков, Вьетнам.
  • 1982 — Международная книжная ярмарка «IBA-82», Лейпциг, Германия.
  • 1996 — «Украинский классический и современный авангард». Международный арт фестиваль, ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.
  • 2001 — Видео арт фестиваль, ЦСИ Совиарт, Киев, Украина.

Коллекции

  • Государственный музей Карла Маркса, Москва.
  • Министерство культуры России, Москва, Россия.
  • Национальный музей книги, Киев.
  • Союзы художников Украины и России.
  • Министерство иностранных дел, Киев, Украина.
  • Коллекция президента интерконтинентальной компании Марвол, Кейптаун, ЮАР.
  • Office of the Solar Batteries Plant, Претория, ЮАР.
  • Национальный художественный музей, Киев.
  • Частные коллекции Украины, России, Великобритании, Бельгии, Дании, Франции, США, Италии, Голландии, Канады, Швейцарии, Австрии, Германии и других.
  • International Company Inter-Connection.
  • Государственный музей Тараса Шевченко, Киев.
  • Министерство культуры Украины, Киев, Украина.
  • Музей космонавтики, Житомир, Украина.
  • Музеи Луганска, Измаила, Красногвардейска, Чернигова Запорожья Харькова, Украина.
  • Moscow Representative of the International Finance Group Marvol, Москва, Россия.
  • Российская Академия искусств, Москва, Россия.
  • MV Bank, Москва, Россия.
  • Insurance Company Visper.
  • Музей современного искусства, Киев, Украина.
  • Representative of the Australian Company Concord-Travel.

Библиография

  • Картель кураторов, 2008. Издательство "Артбук". ISBN 978-966-96916-5-1
  • Месяц фотографии в Киеве, 2005. Издание: Национальный союз художников Украины.
  • Молодость страны, 1984. Издательство "Советский художник".
  • Международный арт фестиваль, 2000. Издание: Ассоциация артгалерей Украины.
  • Справочник членов Союза художников СССР по Украинской РСР, 1986. Издание: Союз художников Украины.
  • Лауреаты Шевченковской премии 1962-2001, 2001. ISBN 966-7575-29-2
  • Сны о Дрезденской галерее, 2004. Издание: Sieghard Raschdorf, Hellia, Арт Виста клуб.
  • Украинская энциклопедия, 1986. Издательство "Украинская советская энциклопедия".
  • Международный арт фестиваль, 1999. Издание: Ассоциация артгалерей Украины.
  • Sieghard Raschdorf. Private Painting Collection, 2006. Издание: Sieghard Raschdorf, Hellia, Арт Виста клуб.
  • Прогноз на будущее. Версия художника Матвеева, Газета "День", № 29-30, 2010 год.
  • Международный арт фестиваль, 1998. Издание: Ассоциация артгалерей Украины.
  • Месяц фотографии в Киеве, 2003. Издание: Национальный союз художников Украины.
  • Единый художественный рейтинг. Выпуск 9, 2004. Профессиональный союз художников. ISBN 5-94025-061-0
  • Месяц фотографии в Киеве, 2001. Издание: Национальный союз художников Украины.
  • Искусство Украины 20 с., 2000. Издание: Ассоциация артгалерей Украины.
  • Каталог Вдоль стени, 2009. Издание: ЦСМ Мистецький Арсенал.
Поделиться: