Популярные
На фото Ян Дисмас Зеленка

Ян Дисмас Зеленка

чешский и немецкий композитор
Биография

Биография

Сведений о жизни Зеленки сохранилось мало, неизвестна даже точная дата его рождения; но в церкви г. Лоуновице содержится запись о том, что 16 октября 1679 года в ней был крещен первенец местного кантора и органиста Зеленки. При крещении он был назван Яном Лукасом, позже было добавлено имя Дисмас.

Предполагают, что он учился музыке, в том числе — игре на скрипке, в иезуитском учебном центре Клементинум в Праге. С 1710 года играл на контрабасе в Дрезденской польской капелле короля Августа Сильного. Недолгое время работал также в Праге, в Вене, где в 1715 году изучал контрапункт под руководством Иоганна Фукса), в Венеции (1716—1717), где учился у А. Лотти. Есть предположение, что он занимался у Алессандро Скарлатти в Неаполе.

Вернулся в Германию в 1719 и остальную часть жизни провел в Дрездене, где служил в придворной капелле сначала вице-капельмейстером, затем дирижером. В 1735 году получил там звание церковного композитора.

Творчество

Основной сферой композиторской деятельности Зеленки была церковная музыка; центральное место в его наследии занимают 20 месс. Он является автором ораторий, реквиемов, кантат, мотетов, псалмов, а также мелодрамы о святом Венцеславе (1723). Являясь католиком, Зеленка тем не менее в своих мотетах впервые обращается к чешским, а не к традиционным латинским текстам.

Его духовные сочинения ценили Телеман и Бах (по просьбе последнего его сын Вильгельм Фридеман сделал копию ре-мажорного Магнификата Зеленки), светских концертов и сонат. Произведения поздних лет не исполнялись при жизни композитора. После смерти его архив оказался собственностью королевского двора, копировать и издавать его произведения не разрешалось, и музыку Зеленки стали забывать; некоторые его рукописи погибли в годы Второй мировой войны.

Возрождение интереса исполнителей и публики к творчеству композитора началось на рубеже 50-60-х годов XX века, когда в Чехословакии были опубликованы все сохранившиеся инструментальные и некоторые духовные произведения Зеленки. Но настоящее признание пришло в 70-80-х годах: переломной здесь стала запись шести трио-сонат для двух гобоев и бассо континуо (фагот и чембало), сделанная в 1972 Хайнцем Холлигером и его коллегами.

Произведения

Духовные сочинения

Всего 23.Среди них:

  • Missa Sanctae Caeciliae (1711)
  • Missa Judica me (1714)
  • Missa sanctissimae trinitatis (1736).
  • Missa votiva (1739)
  • Missa circucisionis Domini nostri Jesu Christi
  • Requiem С-minor
  • Requiem D-major
  • Requiem D-minor
  • Sub olea pacis et palma virtutis conspicua orbi regia Bohemiae Corona — Melodrama de St. Wenceslao (ZWV 175) (мелодрама в честь Святого Вацлава, в 1723 была поставлена в Клементинуме)
  • I penitenti al sepolcro del Redentore (1736)
  • Il serpente di bronzo (1730)
  • Giesu al Calvario (1735)
  • Immisit Dominus (1709),
  • Deus Dux (1716)
  • Attendite at videte (1712),
  • Miserere (1722—1738)
  • Magnificat C-dur
  • ?almy (53)
  • Lamentationes Jeremiae prophetae pro hebdomara sancta (1722)
  • Te Deum (2)
  • De profundis (1724)

Светские сочинения

  • Серенада «Il Diamante» — ZWV 177
  • 6 triov?ch son?t pro dva hoboje, fagot a basso continuo (1721—1722),
  • Hypochondrie ? 7 (1723)
  • Concerto ? 8 concertanti (1723)
  • Ouverture ? 7 concertanti in F 2 violini, 2 oboe, Viola, Fagotto, Basso Continuo

Признание

Сегодня Зеленка — один из крупнейших композиторов центральноевропейского барокко, его духовные и светские произведения широко исполняются и записываются.

Поделиться: