Популярные

Захарий Ритор

церковный историк-монофизит
Биография

Биография

Получил образование в Александрии и Бейруте, служил в Константинополе (под ритором в то время понимали адвоката). Написал около 518 года монофизитскую «Церковную историю», посвятив её главе монофизитской же церкви патриарху Северу. Однако к 536 году Захарий Ритор обратился в православие и стал епископом митиленским. Некоторые исследователи склонны различать Захарию Ритора и митиленского епископа Захарию Схоластика.

Подлинник «Церковной истории», охвативший период от 450 до 491 и, по предположению Ланда, написанный на греческом, не сохранился. До наших дней дошёл сокращённый и изменённый сирийский её перевод. Имя автора перевода, жителя сирийского города Амида, неизвестно, в историографии его называют Псевдо-Захарий. Псевдо-Захарий называет разные даты написания своего труда, из которых наиболее достоверной выглядят: 28-й год царствования Юстиниана и 866 г. селевкидского исчисления, 333-я олимпиада. Это соответствует 555 году.

Описание мира из хроники Псевдо-Захарии

В начале текста собственно Псевдо-Захарии им дано географическое описание мира. В основном это классическое описание Клавдия Птолемея, однако, оно дополнено следующим текстом:

«Базгун земля со (своим) языком, которая примыкает и простирается до Каспийских ворот и моря, которые (находятся) в пределах гуннских. За воротами живут бургары, со (своим) языком, народ языческий и варварский, у них есть города, и аланы, у них пять городов. Из пределов Даду живут в горах, у них есть крепости. Ауангур, народ, живущий в палатках, аугар, сабир, бургар, куртаргар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, ефталит, эти тринадцать народов, живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. Вглубь от них (живет) народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них (живут) амазонки (amazonides), женщины с одной грудью, они живут сами по себе и воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не находится, но если они желают прижить, то они отправляются мирно к народам по соседству с их землей и общаются с ними около месяца и возвращаются в свою землю. Если они рождают мужской пол, то убивают его, если женский, то оставляли и таким образом они поддерживали свое положение. Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток, у северных краев, есть еще три черных народа».

Мнения историков о народе «ерос»

Помимо того, что этот текст считается первым упоминанием хазар, часто он интерпретируется и как первое упоминание русов (росов) в виде «ерос». Псевдо-Захарий, наравне с реально существовавшими народами, упоминает и фантастичные народы - амазонки, амазраты (возможно, люди-карлики), люди-псы и др. Эта традиция восходит к Геродоту (IV, 49; II, 33). При описании Северо-Причерноморского и Кавказского регионов, многие средневековые историки и географы продолжали следовать античным историкам и философам. В результате чего делались ошибки даже теми, кто путешествовал в тех регионах (например, Иоанн Плано Карпини, Бенедикт Поляк и др.).

Еще в начале XX века Й. Маркварт дал оценку данному известию. Будучи сторонником скандинавской атрибуции этого этноса, он полагал, что это были выходцы из Скандинавии, появившиеся в землях Юго-Восточной Европы уже в это время. Позже, А.П. Дьяконов и Н.В. Пигулевская предположили антское происхождение. Затем Б.А. Рыбаков переименовал древности (археологические находки) антов в древности русов, а В. В. Седов ограничил их ареал Средним Поднепровьем — ядром будущей Киевской Руси. Однако, В.В. Седов считал проблематичной привязать народ «ерос» к конкретной территории, так как Псевдо-Захарий не сообщает никаких географических координат местожительства этого народа. X. Ловмяньский, признавая этноним «ерос» у Псевдо-Захарии «первым подлинным упоминанием о руси, не вызывающим оговорок», считал, что это название попало в труд сирийского автора из армянского источника, где Hros значится в конце списка кавказских народов .

Для М.Ю. Брайчевского упоминаемый народ «ерос» являлся скорее принадлежащим к племенам сармато-аланского происхождения, чем к славянам. Хотя он считал этот этноним не славянским, но и не скандинавским, а имевший отношение к сарматским племенам, этноним которых потом перешел к славянам . Однако некоторые историки отмечали фантастический контекст, в котором помещается народ «ерос». Например, В.Я. Петрухин полагает, что народа рус/рос в VI в. не было, а в «Церковную историю» Псевдо-Захарии его упоминание попало из греческого перевода Книги Иезекииля, где еврейский титул наси-рош (верховный глава) был переведен как архонт Рос .

Поделиться: