Популярные
На фото Жак Фреско

Жак Фреско

производственный инженер, промышленный дизайнер, социальный инженер и футуролог, проживающий во Флориде
Дата рождения:
1916-03-13
Биография

Основные темы его лекций: холистичный дизайн, Пассивный дом, города с устойчивым развитием, экономика с основой на эффективном использовании природных ресурсов («ресурсо-ориентированная экономика»), всеобщая автоматизация.

Биография

Ранние годы

Жак Фреско родился 13 марта 1916 года в Нью-Йорке, в обычной американской семье. Его детство прошло на улицах родного города. Жак рос общительным и любознательным ребёнком, среди его друзей было много представителей различных национальностей, что в итоге стало одним из тех факторов, которые сформировали его взгляды на общество. Фреско учился в местной общеобразовательной школе и уже в раннем возрасте у него стали возникать проблемы с преподавателями из-за своих убеждений. В возрасте 14 лет, на одном из школьных занятий, Жак отказался давать традиционную клятву верности флагу США, объяснив своё поведение следующим образом:

По словам самого Жака, именно тогда он начал понимать необходимость мыслить глобально, однако в случае с его учительницей это не помогло — в качестве наказания за непослушание учительница отвела его к директору школы. На вопрос относительно того, как маленький Жак относится к истории США, Фреско ответил, что она более похожа на пропаганду, нежели на историю. После вопроса директора, какие книги Жак хотел бы прочесть и что его больше всего интересует, директор отвёл мальчика обратно в класс и посадил его на последний ряд. Директор разрешил Жаку читать те книги, которые он хотел, и заниматься самостоятельно, при условии, что он будет каждую неделю отчитываться ему о том, что он узнал нового в ходе своего обучения.

Жак Фреско начал посещать музеи и библиотеки, дома у него была своя маленькая лаборатория. В это самое время Жак увлекается наукой и прочитывает первые в своей жизни научные труды. Примерно через два года директор школы умер и Жак был лишён своих привилегий. Тогда Жак покинул школу и больше никогда туда не возвращался.

Своё дальнейшее образование он получал на улицах Нью-Йорка. В то время США оказались в весьма непростом экономическом положении и многие люди устраивали публичные обсуждения в парках и собирались прямо на улицах. Тогда сильно активизировались сторонники различных общественных формаций, религиозные деятели, философы… Жак посещал многие собрания и интересовался различными идеями.

Великая Депрессия

Времена Великой Депрессии стали, пожалуй, самым значимым периодом в жизни Фреско. Эти события сильно потрясли молодого человека, он не мог понять, почему миллионы людей голодают и влачат жалкое существование, в то время как в мире по сути ничего не изменилось, все заводы и фабрики стоят на своих местах, сырье и материалы — также на своих местах, но у людей просто не было денег - и в результате всё общество оказалось парализованным. Быть может правила игры, по которым живёт общество — устарели и неизбежно ведут к разрушениям? С этого вопроса и начался путь длиною в целую жизнь, результатом которого стали изложенные в Проекте Венера идеи и разработки.

Начало жизненного пути

Жак какое-то время работал в социальном центре оказания помощи наркоманам, алкоголикам и трудным подросткам. Однако очень быстро он осознал, что его работа лишена смысла в долгосрочной перспективе. Пока ты занимаешься одним попавшим в беду человеком, система порождает тысячу новых. Тогда Жак решил что необходимо заниматься поиском и устранением реальных причин возникновения проблемы, а не тщетно бороться с её следствиями.

В поисках решений и ответов на свои вопросы, Жак Фреско отправился на Южно-Тихоокеанские острова Туамоту, где общался с аборигенами-носителями нетронутых традиций общества.

 — вспоминает одно из своих путешествий Жак.

Вторая мировая война

Другим очень важным фактором, сформировавшим отношение Жака Фреско к решению различных задач, стала Вторая мировая война.


Проект «Венера»

Проект «Венера» — разработанный Жаком Фреско технократический проект общественного строя, близкий к утопическому коммунизму, частично анархизму. Целью проекта является создание «ресурсо-ориентированной экономики», основанной на широком применении технических и технологических решений, позволяющих увеличить получение энергии и освоить для человека новые сферы обитания, снизить необходимость работы человека в производственной сфере. Предполагается, что опора на существующие природные ресурсы, технологические новшества и приёмы обеспечит для человеческого общества устойчивое развитие. При этом Фреско либо игнорирует, либо сознательно отвергает экономические законы товарного обмена, в том числе Закон стоимости. Фреско пытается доказывать, что производство денег не имеет отношения к Закону стоимости. Он считает, что кредитно-денежная политика современных государств строится на абсурдной формуле : X = X + Y (где Х — это имеющиеся в данный момент в государстве деньги, а Y-это проценты, которые подлежат уплате по кредитам). Y — это деньги, которые в данный момент отсутствуют, но должны быть напечатаны, поскольку иначе невозможно будет погасить проценты по кредитам. Фреско делает вывод, что денежная система — это саморазрушающаяся система, поскольку она является финансовой пирамидой. Инфляционные процессы заложены в самой идее денежной системы. Фреско доказывает, что деньги печатаются Центральными банками из воздуха и никакого «Закона стоимости» на самом деле не существует. В то же время варианты развития бизнеса без привлечения кредитов не рассматриваются.

Фреско утверждает, что мир богат природными и энергетическими ресурсами и что «с новой современной технологией и разумной эффективностью», потребности всего населения планеты можно удовлетворить в изобилии. Автор проекта считает, что система денег, на которой строится современное общество, порочна и неизбежно ведёт к саморазрушению. По его мнению, именно эта система специально предполагает монопольные ограничения и декларирует ограниченность ресурсов. Если какой-то ресурс имеется в изобилии (например, воздух), его не получается продавать. Нацеленность на обязательность продажи произведённого не стимулирует поиск решений, направленных на действительное устранение дефицитности ресурса, например, на получение огромного количества энергии. Ведь её тогда невозможно будет продавать.

Фреско считает, что нужна эффективность использования природных ресурсов, а не эффективность использования денег:

Следующим шагом предполагается отказ от денег. По мнению Фреско, это избавит людей от жадности, богатства, дискриминации, преступности. В ресурсоориентированной экономике все получают бесплатно то, что хотят. Необходимость работать исчезнет благодаря автоматизации, которая не может существовать в денежной системе, так как это не выгодно. Спорным является вопрос, не прекратят ли люди работать. Жак Фреско утверждает в фильме Дух времени: Приложение, что не прекратят, так как люди станут свободными и начнут в работе преследовать свои собственные интересы.

Фреско утверждает, что для правильного функционирования этой концепции, все ресурсы Земли должны быть объявлены наследием всех людей Земли. Практика распределения ресурсов через денежно-кредитные методы неуместна и неэффективна для нашего выживания.

По рассказу автора, проект «Венера» начал развиваться около 1975 года.

Однако, следует отметить, что проект «Венера» является серьёзно сокращенным и осовремененным аналогом проекта «Технат» разработанного в начале ХХ века экспертной группой «Технический Альянс» и являющегося, по сути, проектом создания технократического общества на территории Северной Америки. Проект «Технат» включал не только предложения, но и готовые научные обоснования для перехода к пропагандируемому Фреско постдефицитному обществу. По словам Фреско, его от технократов отличает тот факт, что он пытается строить реальные системы с реальными моделями. В то же время есть призывы помогать technocrats project и поясняются история и задачи Technocracy Inc.

Штаб-квартира проекта расположена во Флориде (США), зарегистрирована 18 августа 2008 года.

Связь с движением «Дух времени»

Хотя проект получил известность через рекламу фильмов движения «Дух времени», ныне эти проекты разошлись.

Библиография

  • «Заглядывая вперед» (1969; соавтор — Кен Кейс)
  • «Введение в социобернетику» (1977)
  • «Социобернетика представляет: города в переходный период» (1978)
  • «Социобернетика представляет: определение поведения» (1978)
  • «Структурные системы и системы структур» (1979)
  • «Проект Венера: изменение культуры» (1995; бестселлер)
  • «И будет лишь один мир» (1997)
  • «Лучшее, что не могут купить деньги: вне политики, бедности и войны» (2002)

Фильмография

  • «Проект Венера: изменение культуры» (1994)
  • «Добро пожаловать в Будущее» (2001)
  • «Морские города» (2002)
  • «Самовозводимые структуры» (2002)
  • «Проектирование Будущего» (2006)
  • «Дух времени: Приложение» (2008)
  • «Дух времени: Следующий шаг» (2011)

Интервью

Поделиться: