Популярные
На фото Жан Ротру

Жан Ротру

21 августа 1609, Дрё — 28 июня 1650, там же, французский драматург
Дата рождения:
1609-08-21
Дата смерти:
1650-06-28
Биография

Биография

Ротру был выходцем из семьи судейских чиновников. Обучался праву в Нормандии и Париже, получил должность адвоката парижского парламента. Драматургией занялся между 1626 и 1628. Наряду с Корнелем — к которому относился с восхищением, но не принял никакого участия в «Споре о Сиде» — пользовался покровительством со стороны Ришелье. Чрезвычайно плодовитый драматург, Ротру, видимо, создал менее чем за двадцать пять лет около полусотни пьес (сохранилось тридцать пять). После 1639 года вернулся в родной город, где служил высокопоставленным чиновником.

Кончина драматурга

С декабря 1649 года в Дрё свирепствовала эпидемия тифа, которая унесла жизни десятой части всех горожан. Несмотря на увещевания родных и друзей, Ротру отказался покинуть город и стал жертвой эпидемии.

Творчество

Жанры

Ротру считается приверженцем испанской театральной традиции; большинство его пьес представляют собой подражания или переработки произведений Лопе де Веги, Рохаса и других испанских драматургов. В его творчестве доминируют трагикомедии (всего 17 пьес снабжено соответствующим подзаголовком). Кроме того, наряду с Корнелем Ротру возродил на французской сцене жанр комедии («Прекрасная Альфреда», «La Belle Alphr?de», 1636), писал пасторали («Диана», «Селимена»), трагедии в античном духе («Умирающий Геракл» по Сенеке, «Антигона» по Софоклу). Две из комедий Ротру представляют собой переложения пьес Плавта, причём одна из них — «Двое Созиев» («Les Sosies», 1638) — повлияла на Мольера в «Амфитрионе». В «Двоих Созиях» и «Умирающем Геракле» ощущается стремление к созданию регулярной классицистической пьесы (под влиянием Жана Шаплена). Однако в целом зрелищный сценический мир Ротру, не вписываясь в рамки классицистических правил, представляет собой феномен культуры барокко.

Вершины творчества

К наиболее известным пьесам Ротру относятся «Истинный Святой Генезий» (Le Veritable Saint Genest, впервые поставлен в 1646), «Венцеслав» (Venceslas, 1648) и «Хосров» (Cosro?s, 1649). Первая из этих пьес основана на сакральной комедии Лопе де Веги «Истинное в притворстве» (1608) и отчасти навеяна «Полиевктом» Пьера Корнеля. Герой пьесы, древнеримский актер Генезий, исполняя перед императором Диоклетианом роль казненного христианина-мученика, по ходу спектакля сам переживает религиозное обращение. Обнаружив это, император подвергает Генезия жестоким пыткам и казнит его. Трагикомедия «Венцеслав» — переработка испанской комедии Франсиско де Рохаса Сорильи «Королю нельзя быть отцом». Коллизия пьесы соответствует излюбленному классицистами конфликту родительской любви и государственного долга. Принц Владислав, ослеплённый любовью, по ошибке убивает (вместо своего мнимого соперника) собственного брата, инфанта Александра. Король Венцеслав сначала намеревается казнить сына, а затем спасает его, отрекшись от трона и сделав Владислава своим наследником.

«Венцеслав» в «Красном и чёрном»

Главный герой романа Стендаля «Красное и чёрное» Жюльен Сорель, приговорённый к смертной казни, припоминает цитату из «Венцеслава»:

«Венцеслав» в России

Мнение Жан-Люка Годара

В своём интервью 1992 года знаменитый французский кинорежиссёр Жан-Люк Годар весьма язвительно отозвался о Ротру:

Интересные факты

  • Сюжет «Ипохондрика» был использован Гёте в необычной «психотерапевтической» музыкальной пьесе «Лила» (1777).
  • Название обширного эссе Жан-Поля Сартра о скандально известном писателе Жане Жене (1952), задуманного как введение к собранию сочинений Жене, отчасти позаимствовано у Ротру: «Святой Генезий, комедиант и мученик».
Поделиться: