Жуанвиль был выходцем из знатной шампанской семьи. Поступил на службу к королю Тибо IV Наваррскому, графу Шампанскому, и был у него сенешалем; присоединился к седьмому крестовому походу, предпринятому в 1245 Людовиком IX. Для покрытия расходов на вооружение Жуанвиль заложил часть своих имений; на острове Кипр, куда они пристали, Жуанвиль поступил со своей маленькой армией на службу к королю. Храбро сражался; в 1250 г. вместе с королем попал в плен к мамелюкам под Мансурой (Египет); участвовал в переговорах с неприятелем, организовал сбор необходимого для освобождения выкупа среди тамплиеров; поддерживал короля в трудные минуты — в частности, после гибели его брата, Роберта д’Артуа. Именно по совету Жуанвиля и вопреки мнению других своих приближённых монарх на несколько лет задержался на Святой земле.
Во Францию Людовик IX и ставший его ближайшим советником, беззаветно преданный ему Жуанвиль вернулись в 1254 году; с тех пор Жуанвиль оставался при дворе и фактически являлся регентом Шампани до достижения совершеннолетия дочерью Тибо IV, Иоанной I Наваррской.
В последнем, восьмом по счёту крестовом походе (в Тунис), стоившем жизни монарху (1270), он не участвовал, как бы предчувствуя недобрый его конец. По отношению к королю Филиппу Красивому был настроен враждебно. Жуанвиля похоронили в храме на территории фамильного замка (в настоящее время разрушен).
Его «Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика» (Livre des saintes paroles et des bons faiz nostre roy saint Looys) — одно из наиболее значительных произведений исторической литературы Средних веков. Книга написана по заказу Иоанны Наваррской, которая приходилась монарху внучатой племянницей; однако в год её смерти (1305) работа над книгой ещё не была завершена. Скорее всего, создавалась между 1305 и 1309 годами. Снабжена посвящением сыну Иоанны Наваррской, Людовику Сварливому. Состоит из 149 глав, дополнительно поделённых на параграфы (всего 769). Первая часть книги посвящена благочестивым речениям монарха, истории его жизни и правления; особый акцент сделан на эпизоде болезни Людовика и о принятом им решении отправиться в крестовый поход (1244). Вторая часть повествует о заморских походах и носит более точный и детализированный характер (особенно интересна зарисовка о быте бедуинов).
Книга Жуанвиля не является бесстрастной хроникой событий; ей недостаёт присущей Виллардуэну строгости изложения; в книге встречаются повторы, она насыщена авторскими отступлениями и рассуждениями. Параграфы 119—666 напоминают мемуары, повествуют о событиях, в которых участвовал сам Жуанвиль (они не обязательно связаны с монархом). Сведения относительно кончины короля приведены со слов очевидца, Пьера Алансонского, одного из сыновей Людовика. Повествование завершает рассказ о беатификации монарха в 1298 году и о сновидении, в котором усопший Святой Людовик явился Жуанвилю. Книга была написана в период, когда культ Святого Людовика уже вполне сложился; восьмидесятилетний Жуанвиль посчитал необходимым своим сочинением укрепить его.
В 1250—1251 годах Жуанвиль написал небольшую книжку благочестивого содержания «Изложение столпов нашей веры, с картинками» (Li romans as ymages des poinz de nostre foi). Она представляет собой проиллюстрированный миниатюрами комментарий к Символу Веры.