В 1969 г. Делёз становится профессором университета Париж VIII — Винсент-Сен-Дени, это было экспериментальное учебное заведение, созданное в связи с реформой образования. Этот новый университет привлек талантливых учеников, включая Фуко, и психоаналитика Феликса Гваттари. Делёз проработает в этом университете до 1987 года — до выхода на пенсию.
Вследствие невозможности работать (рак лёгких, «посажен к кислородному аппарату, как пёс на цепь») покончил с собой, выбросившись из окна своей квартиры.)
Работы Делёза разделяются на две группы: с одной стороны, монографии интерпретируют работы других философов (Спиноза, Лейбниц, Юм, Кант, Ницше, Бергсон, Фуко) и творцов (Пруст, Кафка, Фрэнсис Бэкон); с другой, эклектичные философские тома, организованные концептом (например, различие, смысл, шизофрения, кино, философия).
Главный философский проект Делёза в его ранних работах (то есть, до его сотрудничества с Гваттари) может быть прямо резюмирован как систематическая инверсия традиционных метафизических отношений между повторением (r?p?tition) и различием (diff?rence). Традиционно, различие рассматривается как производная от повторения: например, сказать, что «X отличается от Y», предполагает наличие у X и Y некоторых, по крайней мере, относительно устойчивых тождеств. Делёз утверждает иначе, что все повторения есть продуцирование различия. Повторения ни логически, ни метафизически не предшествует различию, Делёз утверждает это, исходя, что существуют различия между природой вещей одного и того же рода. То есть никакие две вещи никогда не являют собой тоже самое, а категории, которые мы используем, чтобы идентифицировать людей, происходят из различий. Очевидные тождества такие как «X» составлены из бесконечной серии различий, где «X» = «различие между x и x», а «x» = «различие между…» и т. д. Для того, чтобы обнаружить правдивую действительность, Делёз требует, что мы должны схватить бытие точно, как оно есть, а концепты повторения (формы, категории, подобия, единства апперцепции, предикаты и т. д.) не в состоянии достигнуть различия сами по себе. Делёз утверждает, что, если у философии есть точное и прямое отношение к вещам, то только потому, что философия утверждает, что схватила вещь непосредственно, согласно тому, какова она в своем различии от всего, чем она не является, другими словами, в ее внутреннем различии.
Книги Делёза «Различие и повторение» (1968) и «Логика смысла» (1969) побудили Мишеля Фуко написать следующее: