После смерти своего отца Аббас занял наследственную в его семействе должность хранителя священного источника Земзема. Когда Мухаммад начал проповедовать ислам, Аббас не сразу принял новое учение, хотя жил в тесной дружбе со своим племянником. Только после битвы при Бадре (624 год), в которой последователи пророка одержали блестящую победу над его противниками, курайшитами, и в которой сам Аббас был взят в плен, он открыто принял ислам, к которому склонялся и ранее. Благодаря его могущественному влиянию, присоединилась к исламу и значительная часть курайшитов. Он помогал Мухаммаду при завоевании Мекки (630 год) и остался его верным другом и советником и в последующее время. После смерти пророка (632 год), он и имам Али добровольно приняли на себя обязанность омовения его тела.
Аббас умер в 652 году, окружённый величайшим уважением. Из четырёх его сыновей старший, Абдалла, был основателем династии Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы Абу-ль-Аббаса, в 750 году вступила на трон багдадских Халифов и в 1258 году, при Мотаземе, была свергнута с него внуком Чингисхана — Хулагу. Последний основал династию Хулагуидов, правившую до середины XIV века государством, охватывавшим Иран и большую часть современного Афганистана, Туркменистана, Закавказья, Ирака, восточную часть Малой Азии.
Мотазем был убит (по другим данным — спасся бегством в Египет, где вместе с титулом халифа передал в свой род право высшей духовной власти над мусульманами, пока в 1517 году она не перешла к османским султанам).