25 декабря 1967 года в городке Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области родился в шахтерской семье мальчик, названный Олегом. Обычное для советского ребенка детство, учеба в школе, а затем работа ученика электрослесаря на Кировской шахте. В 1986 году Олег Тиньков ушел в армию и был направлен в дальневосточный порт Находка, а позже переведен для службы в Николаевск-на-Амуре.
Демобилизовавшись из армии, Олег не вернулся на родину, а сдал экзамены в горный институт Ленинграда. Ещё будучи студентом, он всерьез заинтересовался велоспортом и принимал участие в соревнованиях, зачастую их выигрывая. В это же время он занялся подпольной торговлей, и это дело настолько увлекло его, что, проучившись в институте всего три года, он бросил учебу. Распад СССР в практическом смысле слова легализовал бизнес Олега Тинькова, и можно было больше не бояться статьи Уголовного Кодекса за спекуляцию. С 1992 года Олег приступил к легальной торговле электроникой, которую закупал в Сингапуре и ввозил на территорию России. Через некоторое время с электронной мелочевки типа калькуляторов Тиньков перешел на более прибыльные видеомагнитофоны и телевизоры. Уже в 1993 году бизнесмен решил расстаться со штучной торговлей и сделал ставку на оптовые партии товаров. Для этого он организовал компанию, названную «Петросиб». Вскоре в эту компанию вошли организации «Техношок» и «MusicШок».
Еще в середине девяностых Олег Тиньков приобрел записывающую студию, и поначалу дела в ней шли прекрасно. Именно здесь были записаны первые альбомы групп «Кирпичи» и «Ленинград». Тем не менее, через какое-то время студия звукозаписи стала однозначно убыточной, и Тиньков прекратил ее существование.
В своем бизнесе Олег Юрьевич Тиньков ориентировался на доступность цен любых предлагаемых товаров, прекрасно понимая, что сделать большие деньги можно только на большом обороте, а заоблачные цены способны лишь затормозить бизнес. Все продавцы-консультанты его «Техношока» специально были тренированы по примеру западных компаний. Эти методики Тиньков освоил, целенаправленно отправившись за рубеж для закупок крупных партий товаров. Однако Олег Юрьевич стремился к полному охвату открывшегося в России рынка и некоторые элитные товары ввозил для реализации по достаточно высоким ценам. В этом плане он сыграл на безудержной погоне «новых русских» за статусными вещами и, в частности, электроникой. Дальновидность не изменила Тинькову и в 1997 году, когда в преддверии кризиса он продал свой «Техношок» за семь миллионов долларов компании «Симптекс». Полученные деньги он немедленно вложил в новый проект – пиво.
В 1998 году бизнесмен начал реализовывать новый проект. После изучения спроса на рынке Олег Тиньков пришел к выводу, что особой популярностью в следующие годы будет пользоваться слабоалкогольная продукция. Но открывать пивоваренный завод было делом разорительным, и Тиньков пошел по другому, альтернативному пути, открыв в Санкт-Петербурге пивной ресторан. Вложения Тинькова в новое дело составили один миллион двести тысяч долларов, но через короткое время прибыль от этого заведения стала попросту колоссальной. Вырученные средства Олег Юрьевич вложил в совершенно другом направлении, создав компанию «Дарья», производящую пельмени. Чуть позже компания значительно расширила ассортимент и начала производить не только обычные пельмени, но и блинчики, котлеты и прочие полуфабрикаты. В этом проекте возникло значительное число торговых марок, помимо «Дарьи» – «Толстый кок», «Добрый продукт», «Питерский смак». Для всех этих марок Тиньков не жалел денег на эффективные и масштабные рекламные кампании, которые неизменно приносили результат в виде звонкой монеты.
На пороге тысячелетия Тиньков ощутил, что торговая марка пельменей «Дарья» начинает сдавать позиции на рынке, и потому оборотистый бизнесмен уже в 2001 году продал эту компанию Роману Абрамовичу за двадцать один миллион долларов. Деньги Олег Тиньков сразу же вложил в свое пивное дело.
Сегодня стратегия и приемы ведения бизнеса Олега Тинькова всерьез изучают многие начинающие предприниматели. Это вполне понятно, так как бизнесмен ввел в России западные методики работы в бизнесе. Несколько лет Олег Юрьевич провел в США и даже окончил курсы «Diploma Marketing Programm» в Калифорнийском университете США. Сокурсники тогда удивлялись тому, что успешный российский делец сел за парту для освоения азов бизнеса. Но Олег Юрьевич знал, что делает, и вместе с теоретическими знаниями получил богатейший практический опыт, наработанный американскими предпринимателями. Именно во время обучения Тиньков сделал для себя заключение, что конкурировать с американскими бизнесменами можно, только впитав их отношение к бизнесу – жестокое, агрессивное и в чем-то циничное, но неизменно помогающее побеждать. Тиньков даже рискнул открыть в Америке собственное дело по продаже пива «Tinkoff» и вновь не ошибся – американский опыт конкуренции помог ему превратиться в лучшего бизнесмена России. Согласно русской поговорке «с волками жить по волчьи выть», Тиньков при запуске в США своего брендового пива предоставил копию страницы энциклопедии Брокгауза. Страница повествовала о некоем Порфирии Тинькове, еще в 1759 году ставшем поставщиком пива российского императорского двора. Естественно, что копия эта была достаточно грубой подделкой, однако сам Тиньков признал этот факт только лишь в 2005 году, заявив, что в маркетинге без сочинительства обойтись невозможно и что вся эта история была придумана специально для американского рынка.
Развернувшись в России, Тиньков вновь, как и при продаже электроники, сделал ставку на клиентуру с достатком выше среднего и начал выпускать пиво «не для бедных» – класса «люкс». Пиво бренда «Tinkoff» быстро завоевало свою нишу в России и в сочетании с успешно действующими пивными ресторанами Олега Тинькова начало приносить прибыль.
Для повышения продаж своей продукции Олег Юрьевич не только ввел в обиход различные девизы и слоганы, но и устраивал в принадлежащих ему заведениях массовые концерты, ориентированные на молодежь, с привлечением эстрадных знаменитостей. Кроме того, пиво «Tinkoff» выпускается в «живом» виде, без стерилизации, лишь подвергнувшись тонкой фильтрации. На этом «живом» бренде постепенно начинают раскручиваться животные инстинкты со слоганами типа «Живи на полную катушку!».
В 2005 году бренд «Tinkoff» достиг пика своей популярности. В его активе уже находился золотой приз конкурса «Бренд года EFFIE 2003» и множество других наград, а в секторе пивного рынка России компания Тинькова уверенно держала один процент общей доли. Некоторый ущерб компании нанесло введение запрета на телерекламу пива до десяти часов вечера. Вновь уловив начинающиеся проблемы, Олег Юрьевич начал искать покупателя на свой бизнес. Его бренд приобрела компания «InBrev», оценившая завод двести миллионов долларов. Сохранив за собой пивные рестораны, Тиньков превратился в члена совета директоров компании, а по результатам сделки получил восемьдесят миллионов долларов. Совершенно ясно, что предприниматель такого уровня, как Олег Юрьевич Тиньков, не мог оставаться без дела. Он начал развивать банковский бизнес. В кратчайшие сроки виртуальный банк, названный «Тинькофф. Кредитные системы», становится известным. Хотя банковский проект Тинькова столкнулся с определенными проблемами, да и с вложениями инвесторов не все было гладко, Олег Юрьевич уже ищет покупателя на свой банк, предполагая выручить за него не менее миллиарда долларов.
Несмотря на занятость, Олег Тиньков охотно дает советы начинающим бизнесменам в своей постоянной программе «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым». Кроме того, бизнесмен много времени уделяет занятиям спортом, а главное – своей семье. Со своей женой, Риной Восман, Олег Юрьевич познакомился еще в студенчестве, в 1989 году, и первые шаги в бизнесе они делали вместе. У них родилось трое детей – дочь Даша, в честь которой была названа пельменная компания, и сыновья Павел и Роман. Правда, свои отношения супруги узаконили лишь через двадцать лет совместной жизни.
Можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время Олег Юрьевич Тиньков начнет какой-нибудь новый финансовый проект – и, без сомнения, этот проект будет успешным.