В молодости изучал медицину сначала в Иране, затем продолжил обучение в Лондоне. Получил степень доктора по аналитической химии, после чего занялся исследованиями по истории и философии науки в Челси-колледже. Активно участвовал в общественной жизни иранской общины в Великобритании, тем более, что в иранском обществе в то время росло недовольство шахским режимом Мохаммеда Реза Пехлеви.
После Исламской революции вернулся в Иран, где была опубликована его книга «Знание и ценность» (Danesh va Arzesh). Стал сотрудником Тегеранского колледжа по подготовке учителей, где он был назначен директором вновь образованной Группы исламской культуры. Продолжил исследования по философии и истории науки.
Через год после этого в Иране были закрыты все университеты, а вместо них был образован единый орган по контролю за образованием — Институт культурной революции, состоявший из 7 членов, назначаемых лично Хомейни. Одним из членов стал Соруш. Новый орган отвечал за полную переработку университетских программ, прежде чем университеты откроются вновь.
В 1983 перешёл из колледжа в Институт культурных исследований. Одновременно он подал в отставку с поста члена Совета культурной революции и с тех пор не занимал официальных должностей.
В 1990-е Соруш всё более критически рассматривает роль духовенства. Свои взгляды он излагал на страницах издаваемого им журнала «Киян», где были опубликованы его статьи по религиозному плюрализму, герменевтике, проблемам толерантности, клерикализма и др. Журнал был закрыт властями в 1998 году. Вскоре после этого Соруш под давлением властей был уволен с работы. Лекции Соруша распространялись в множестве магнитофонных записей по стране, передавались иранскими и зарубежными радиостанциями. На его лекции нередко врывались религиозные фанатики, пытаясь ему помешать.
С 2000 года и по настоящее время Соруш — приглашённый профессор в Гарвардском университете, где он ведёт предметы «Поэзия и философия Руми», «Ислам и демократия», «Коранические исследования и философия исламского права». Кроме того, он преподавал в ряде других вузов, в том числе в Научном колледже Берлина.
Философия Соруша затрагивает главным образом проблемы следующих различий:
Политическая теория Соруша основывается на идеях Гоббса и авторов Конституции США. Он рассматривает людей как слабые существа, подверженные искушениям и хищническим инстинктам, а следовательно, нуждающихся в прозрачном и эффективном правительстве. Он полагает, что вера в прирождённую доброту человека, свойственная утопистам и исламским фундаменталистам, недооценивает социальное зло и необходимость системы сдержек и противовесов в правительстве . Соруш является автором концепции «религиозной демократии».