Не путать с его отцом, тоже Адольфом де Лёвеном — Адольфом Людвигом де Лёвеном (Стокгольм, 10 января 1765 — Париж, 1 апреля 1843), участником заговора против Густава III Шведского, приговоренным к смертной казни, замененной на пожизненное изгнание. При Империи переселился в Брюссель и стал во главе газеты «Врэ либераль» (1819); стал прообразом графа Самуила Риббинга (бас) в известной опере Верди «Бал-маскарад».
Будущий драматург и режиссёр Адольф де Лёвен родился в Париже, куда после разных скитаний занесло его отца, изгнанного из своей страны. Адольф де Лёвен был по происхождению аристократом, и в родном Париже, как и положено молодому человеку его сословия, он вел жизнь бон-вивана, при этом, правда, пробующего свои силы в сферах искусства.
Именно Адольф де Лёвен ввел в литературу выдающегося романиста Александра Дюма-старшего. Юный Александр Дюма, провинциальный, не слишком грамотный юноша, познакомился с Адольфом де Лёвеном в семье своего опекуна Коллара. Тот наезжал в городишко Вилле-Коттре, где жила семья Дюма, из Парижа. Для провинциала Дюма это был удивительный человек, который умел писать стихи, был знаком со столичными знаменитостями — литераторами, драматургами и актрисами — и разжигал воображение своего провинциального приятеля рассказами об этой необыкновенной для провинции жизни. Рассказы о парижской жизни привели юного Александра Дюма в такой восторг, что, как написал Анри Труайя, «он уговорил нескольких друзей из Вилле-Котре создать любительскую труппу. Адольф де Левен, как нельзя более кстати вернувшийся из Парижа, пришел в восторг от этой затеи. И Александр, осмелев от его поддержки, предложил старшему другу сыграть в Вилле-Котре те его пьесы, от которых отказались в других местах: дескать, это станет проверочным испытанием перед триумфальным движением театральной труппы к столице».
Адольф де Лёвен оказался не просто хорошо воспитанным человеком, лишенным пустого снобизма и снизошедшим до провинциального увальня; это был умный и высокопорядочный человек, ставший верным другом Александра Дюма на всю жизнь, и если бы не его дружба и помощь, не было бы и великих романов Дюма, которыми мир зачитывается уже третий век.
Об их дружбе упоминал Андре Моруа в книге «Три Дюма».
Существует мнение, что де Лёвен послужил прообразом Атоса — одного из четырех мушкетеров знаменитого романа Дюма. Так пишет об этом пресса: «В Атосе воплотились черты старшего друга Дюма, Адольфа де Левена. Он действительно был графом, сыном шведского эмигранта. Он взял шефство над юным браконьером из Вилле-Котре, приобщил его к театру, подтолкнул на путь самообразования и стал его первым соавтором. Именно о нем Дюма мог бы сказать, вслед за д’Артаньяном, что он так помог своим словом и примером воспитанию в нем дворянина. Заметим в скобках, что Левен одно время тоже сильно закладывал за воротник. Дружба их продолжалась до самой смерти Дюма. И после нее тоже. Его виконтом де Бражелоном стал Дюма-сын: он сделал его своим единственным наследником и оставил ему свое имение Марли. Несколько холодный внешне, как все те люди, которые хотят знать, кого они дарят своей дружбой, ибо не могут дарить ее без уважения к человеку, дабы не лишить его потом ни того, ни другого, — несколько холодный внешне, Левен был самым надежным, самым преданным, самым нежным другом для тех, кому удалось растопить лед первого знакомства…».
Свои первые пьесы Дюма писал вместе именно с де Лёвеном: «Майор из Страсбурга», «Дружеский обед», «Абенсеррах», затем «Охота и Любовь» (театр «Амбигю», 22 сентября 1825) — первая их совместная пьеса, которая была поставлена.
Настоящий драматургический успех пришел к де Лёвену с появлением его пьес «Зеленое-зеленое» (совместно с и Ф. Дефоржем; первая постановка: Пале-Рояль, 5 марта 1832; к этому водевилю А.Адан сочинил музыку для балета) и «Дилижанс из Лонжюмо» (фр. ) (совместно с Леоном Леви; первая постановка: Опера-Комик, 13 октября 1836).
Пьесы, написанные в сотрудничестве с Дюма: «Свадьба под барабанный бой» (Варьете, 9 марта 1843), «Девушки из Сен-Сира» (Комеди Франсез, 25 июля 1843), «Луиза Бернар» (Порт-Сен-Мартен, 18 ноября 1843), «Эрл Дэмбик» (Одеон, 30 декабря 1843), «Дочь регента» (Комеди Франсез, 1 апреля 1845), «Волшебная сказка» (Варьете, 29 апреля 1845), «Уистити» (Водевиль, 1 октября 1851).
Он стал знаменитым французским театральным деятелем, драматургом, автором приблизительно 170 пьес и оперных и балетных либретто.
В течение нескольких лет, с декабря 1862 года по январь 1874, возглавлял как со-режиссер парижский театр Опера-Комик, где неоднократно ставились оперы по его сюжетам. Два оперных либретто для театра Опера-Комик они вновь написали вместе с Александром Дюма, это: «Таис» (постановка: 4 ноября 1858), «Роман Эльвиры» (постановка: 4 февраля 1860).
Пьесы де Лёвена шли и на других сценах: 11 августа 1845 состоялась премьера балета «Своенравная жена» («Le Diable a quatre») на сцене Опера Гарнье, композитор А.Адан, в постановке балетмейстера Ж. Мазилье, а среди прочих исполнителей были знаменитые Люсьен Петипа и Карлотта Гризи. Он работал со многими композиторами, в том числе: А.Адан, А.-Л. Клаписсон, А. Тома.
Спектакли по либретто де Лёвена ставились и в России, в том числе тот же балет «Своенравная жена» («Le Diable a quatre»): в московском Большом театре под названием «Сумбуpщица» — 1846, балетмейстер и исполнительница гл. партии Е А. Санковская; в Большом Каменном театре под названием «Своенравная жена, или Со всем прибором сатана», но уже в постановке Жюля Перро в 1851 году, а в 1885 году в постановке балетмейстера М. И. Петипа, в 1888 — в постановке А. Н. Богданова; балет «Зеленое-зеленое» («Vert-Vert»), балетмейстер Ж. Мазилье тоже в петербургском Большом Каменном театре; московская императорская труппа ставила: водевиль «Зеленое-зеленое» (25 мая 1834 в бенефис В. И. Живокини, в помещении московского Большого театра), «Влюбленный рекрут, или Поддельная Швейцария» («La Suisse a Trianon», совместно с Ж.-А. Сен-Жоржем, пер. с фр. Н. И. Куликова, 27 января 1839 в бенефис М. С. Щепкина, московский Большой театр), «Лауретта, или Красная печать» («Laurette, ou Le cachet rouge», совместно с Ж.-А. Сен-Жоржем, пер. с фр. С. П. Соловьева, 24 января 1841 в бенефис артиста оперной труппы А. О. Бантышева, Большой театр), «Лев и крыса» («Le lion et le rat», совместно с П. Вермоном, пер. с фр. В. И. Родиславского и Н. П. Доброклонского, 19 октября 1853 в бенефис К. Н. Полтавцева, Малый театр.
Более всего работал в соавторстве с А. Сен-Жоржем.
Среди его других пьес: