Л.Рихтер изучал живопись в дрезденской Академии искусств. Большое значение для дальнейшего развития его таланта сыграли его путешествия, особенно в Италию, во время которых Рихтер познакомился с творчеством назарейцев и Йозефа Антона Коха. После возвращения в Германии художник работает рисовальщиком на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, затем преподаёт пейзажную живопись в дрезденской Академии. С конца 1830-х годов Рихтер выступает всё больше как иллюстратор (в том числе для изданий сказок братьев Гримм). Сделав приблизительно 3000 ксилографий для 150 художественных произведений, Рихтер становится одним из самых популярных художников Германии. В то же время «крупноформатная живопись» для него как бы отступает на второй план. Развившееся заболевание глаз, сделавшее художника почти слепым, вынудило его с 1873 года оставить живопись.
Мастер пейзажной живописи, Л.Риктер так выразил в 1828 году в своих «Жизненных воспоминаниях одного немецкого художника» её сущность:
Пейзажная живопись, как и музыка, вызывает выражение не конкретных, чётких мыслей, но лишь общих чувств и переживаний. Так получается потому, что ключ к пониманию языка природы мы давно утратили и сами покинули Великую гармонию Природы. Поэтому, наверно, большая часть ощущений, возникающих у нас при наблюдении природного великолепия — меланхолического и ностальгического свойства.